О новом взгляде на библию Донского края, о прошлом и настоящем ростовского «трактора» мы поговорили с Александром Пудиным, художественным руководителем театра им. Горького, заслуженным деятелем искусств России.
Александр Пудин. Родился 16 января 1958 года в Мордовии.
Выпускник Литературного института им. А.М. Горького. Автор трёхтомного собрания пьес, поставленных разными театрами России и мира.
Руководил Мордовским национальным театром. Лауреат более десятка театральных конкурсов и премий.
Эпопея на подмостках
- Александр Иванович, прежде всего поздравляем вас с премьерой. Спустя 40 лет «Тихий Дон» снова на сцене театра Горького. Чем отличается новый спектакль от того, что ставили до этого, и насколько сложно обращаться к этой теме сегодня?
- На мой взгляд, нынешняя постановка сделана на стыке многих жанров, что свойственно, в первую очередь, кино. По-моему, наш спектакль получился очень синтетичным. Вполне себе живым кино.
Премьера шла три дня - 24, 25 и 26 апреля, каждый раз с аншлагом. «Тихий Дон» сложен по объёму материала. Представьте, некоторые критики звонили и просили дать пьесу, чтобы не перечитывать роман. Если профессионал не хочет этого делать, что уж говорить о рядовом зрителе? Учитывая это, мы должны были найти форму и язык, художественную эстетику, которые были бы близки и понятны современной публике, даже не читавшей романа, и в то же время передать неповторимую глубину мысли и характеров героев Михаила Шолохова. «Тихий Дон» - библия Донского края. Он невероятно красив и трагичен, многослойность повествования поражает любое человеческое воображение. И можно ли вообще всё это вложить в трёхчасовое действие?
Пьесу написал профессиональный драматург Владимир Малягин, который прекрасно работает с классической прозой. В Московском академическом театре им. Маяковского с успехом идут его «Братья Карамазовы» по Достоевскому, «Мёртвые души» по Гоголю и другие спектакли. Режиссёр-постановщик - Геннадий Шапошников, худрук Иркутского драматического театра им. Н. Охлопкова, лауреат «Золотой маски». У него за спиной постановки «Последний срок» и «Прощание с Матёрой» по Валентину Распутину, «Прошлым летом в Чулимске» Александра Вампилова. Заслуга Шапошникова в том, что он максимально погрузился в материал - и в пьесу, и в сам роман. Это очень чувствительный и музыкальный режиссёр, прекрасный постановщик массовых сцен. Все, кто его знает, отмечают посекундную работу над ритмом постановки, умение найти яркую и красивую метафору. При всём обилии и полифоничности материала, трагичности сюжета в спектакле очень много воздуха, я бы сказал звенящих пауз.
Автор музыки - Алексей Шелыгин, очень известный композитор, обладатель «Ники» и трёх «Тэффи». Он писал саундтреки для популярных телевизионных сериалов. У нас замечательный художник по свету Сергей Скорнецкий, который буквально перед своим приездом в Ростов получил «Золотую маску». Мы купили новый хороший свет - такого на нашей сцене никогда не было.
У нас фантастические декорации. И это заслуга Виктора Герасименко, главного художника театра «Новая опера» в Москве. Конечно, и цеха не подкачали: бутафоры, поделочные и пошивочные цеха работали не покладая рук. Девять тысяч метров веток, бассейны с живой водой и настоящей рыбой, три тысячи колосьев, настоящие шинели, шашки и винтовки - всё это использовали в оформлении спектакля.
Жизнь за кулисами
- Вы приехали работать над «Тихим Доном» на родину романа, а учились и работали в Москве. Почему решили променять столицу на провинцию?
- Я бы не называл Ростов провинциальным. Это огромный, мощный город с развитой промышленностью, культурой, область славится сильным сельским хозяйством. Это земля, где живут замечательные люди, работящие, любящие свой дом. Ну и, конечно, меня привлёк сам театр Горького. Я узнал, что он после преждевременной кончины худрука фактически стал сиротой. Ещё работая в Москве, я влюбился в историю нашего «трактора» и теперь с гордостью говорю, что стою на плечах титанов театра - Юрия Завадского, Ростислава Плятта, Веры Марецкой, Петра Лободы, Юрия Ерёмина, Михаила Бушнова, Николая Сорокинаи других именитых артистов и режиссёров, чей живой дух, сохранившийся в стенах театра, помогают мне.
Я приехал сюда меньше года назад и застал театр буквально в разобранном состоянии: как раз к этому моменту начался ремонт. На моих глазах вскрывали полы, рушили стены. Нужно было работать над репертуаром, готовиться к открытию театрального сезона. Репетировать приходилось в респираторах в облаках пыли, в шуме. Мы работали в очень некомфортных условиях и, тем не менее, открыли театральный сезон практически вовремя.
- Но приход нового руководства - это всегда непросто. Как вас приняла труппа? Ведь до этого ситуация была достаточно сложная: долго не могли найти главного режиссёра...
- Не могу сказать, чтобы кто-то вставлял мне палки в колёса. Людям нужна была работа в первую очередь. Одним из первых моих решений было пригласить обратно в театр Игоря Богодуха, народного артиста РСФСР. После семилетнего перерыва он прекрасно отработал в премьерном спектакле «Женитьба», сейчас - в «Тихом Доне», и не в упрёк кому-то, когда он играет, заполняемость зала очень высокая.
Я сам не ставлю спектакли, есть возможность приглашать режиссёров из разных театральных школ. Труппе, по-моему, нравится работать с теми режиссёрами, которые сегодня приезжают в театр. Они настоящие профессионалы, имеющие большое признание в мире искусства. С их помощью в театр входит новый сценический язык, иная культура и манера актерского существования. За это время помимо «Тихого Дона» мы выпустили 3 премьеры - «Женитьбу» в постановке известного столичного режиссёра Сергея Арцыбашева, сказку «Волшебный огонь Рождества» Ренаты Сотриади из театра на Таганке, экспериментальный спектакль «Как мы убивали дядю Ваню»Ивана Миневцева, студента ГИТИСа. В конце июня планируется сдача «Пигмалиона» в постановке Сергея ЯШИНА, народного артиста России. Этот сезон мы полностью посвятили отечественной драматургии. Открыли «Маскарадом» М.Ю. Лермонтова, потом были «Пять вечеров» А. Володина, затем - «Женитьба» Н. Гоголя и вот - «Тихий Дон». Справедливый расклад для начавшегося Года литературы.
- Ростов всегда считался городом театральным. А как сегодня? Какие проблемы театральной жизни вы видите?
- В Ростовской области 8 гостеатров, за прошлый год их посетили около миллиона зрителей. Естественно, в основном речь идёт о театрах Ростова. Заполняемость залов очень хорошая. Мне сложно говорить о проблемах в других театрах, вижу, что все развиваются. Что касается нашего театра, до появления «Тихого Дона» (и в какой-то мере спектакля «Как мы убивали дядю Ваню») мне, если говорить откровенно, сложно было что-то из существующего репертуара показать экспертному сообществу или искушённому московскому зрителю. Я убеждён: успех в столицах совсем необязателен для работы провинциального театра. Можно быть просто любимым на своей земле - и этого достаточно. Но мне мало работать в театре с провинциальной судьбой, который живёт своими мелкими радостями. Тем более что когда-то здесь творили люди, которые, повторяю, задавали очень высокую планку. У театра есть своя история успеха. И сейчас передо мной стоит задача, чтобы её возродить.