Даже потеряв детей, Монтекки и Капулетти не желают сложить оружие. Злобно пинают они по сцене случайно попавшуюся под ноги голову куклы, с которой играла ныне покойная Джульетта. Но вот эту растрёпанную игрушечную голову подхватывает мальчик-паж одного из веронских домов, крепко прижимает к груди и не по-детски горьким взглядом смотрит в зал. Занавес...
Раиса Пащенко
Родилась 9 апреля 1951 года в Приморском крае, окончила Школу-студию при Саратовском ТЮЗе и ГИТИС. Работала в Саратовском Театре юного зрителя. С 1974 года - в Ростовском областном академическом Молодёжном театре.
Обладатель ордена «Знак Почёта», лауреат театральных фестивалей, призёр ростовского областного фестиваля-конкурса «Мельпомена».
Она играла бесстрашных юнцов и робких дев, сказочных созданий и комических старух. Более ста ролей за плечами у этой хрупкой женщины с задорным лицом. Последний раз она играла шолоховского Нахалёнка в 42 года. Да и сегодня актриса Раиса Пащекно довольно плотно занята в репертуаре Ростовского Молодёжного театра: колдунья Мануйлиха, властная Простакова, француженка Маривонн Дюпрэ.
Кто смолоду был молод
- Раиса Андреевна, вы, наверное, и не представляли, что будете травести, когда мечтали стать актрисой?
- Я вообще не мечтала играть, в театральный попала совершенно случайно. Поступила в красноярский институт, на отделение цветных металлов, и родители на лето отправили меня посмотреть Москву. И там за компанию с подружкой поступила сначала в школу-студию МХАТ, а потом мы уехали в Саратов - в театральный институт к Юрию Киселёву, известному режиссёру. Тогда уже думала, что буду, как минимум, Настасью Павловну в «Идиоте» играть. И когда Киселёв сказал, что с моей внешностью только подростков играть, случилась истерика. Но он объяснил, что не каждому это дано. И потом я безумно полюбила своё амплуа. Дети - самый неверящий зритель, который чувствует подделку, неискренность. Сделать так, чтобы ребёнок поверил, сыграть Дюймовочку, Буратино, Лягушку, Герду, причём Герду не с 30-летним багажом, а 12-летнюю, - безумный труд.
Однажды в моего Мишку-Нахалёнка влюбилась девочка. Точнее, она влюбилась в мальчишку-актёра: в афишах ведь писали «Р. Пащенко». Эта девочка слала мне записки, ходила на каждый спектакль и однажды решилась познакомиться. Заглянула в гримёрку, а я уже переоделась почти. Лицо-то она узнала, но вместо мальчика перед ней сидела взрослая женщина. У девочки был шок, она так плакала! Но мы потом долго-долго разговаривали, стали большими друзьями.
Когда-то и в Москву приглашали работать - в Центральный детский театр. Но режиссёр мне тогда сказал: «Рая, здесь ты одна травести, а в Москве их тьма. С твоим характером тебя просто загрызут». И я не поехала.
- В наш Молодёжный театр пришло новое поколение артистов. Чувствуете конкуренцию?
- Ну какая у нас с молодёжью может быть конкуренция? Конечно, я уже не сыграю Олесю Куприна, это было бы смешно. Те, кто раньше был молод, перешли в другие роли, и в театре остался костяк прекрасных актёров среднего и старшего поколений. Они очень талантливые, но всё-таки уже немолодые. Дело в другом: нужно помочь новым актёрам влиться в театр. Замечательно, что нынешний режиссёр Михаил Заец привёл молодых ребят. Почти все актёры очень перспективные.
- Сейчас в Молодёжном полные залы, театр возрождается. Но были и трудные времена, когда то и дело менялись режиссёры, зрителей становилось всё меньше...
- Да и многим артистам некуда было идти. Как-то мы выплывали, многие спектакли ставили сами. Сейчас начался приток не только актёрских сил, но и режиссёрских. Заец стал приглашать людей со стороны, но не абы кого, понимаете ли, а достаточно известных режиссёров. Один человек, как бы он ни старался, не может и комедию, и трагедию ставить одинаково хорошо. К нам пришли прекрасные режиссёры, с которыми работать просто сказка, взять те же «Кьоджинские перепалки», «Онегина». И актёры не «застаиваются», не привыкают к одной манере.
Конечно, есть люди недовольные, которые выросли с одним режиссёром: всё-таки 20 лет работы с Владимиром Чигишевым просто так не выбросишь из жизни. Было очень трудно перестраиваться. Владимир Борисович пришёл к нам ещё юношей, и он тоже нашёл свой конёк, вывел театр на международный уровень. А потом начались сложные времена. Но это уже история.
Страшная сказка
- Многие ещё помнят другого талантливого режиссёра - Юрия Ерёмина. При нём и был настоящий расцвет театра…
- Да и мы были другие - юные. Ерёмин - неординарный режиссёр. То, что он ставил, было в те времена очень рисково.
Он очень интеллигентно, по-режиссёрски хитро обходил острые углы, и театр выезжал на том, чего делать вообще было нельзя.
Юрий Иванович поставил пьесу про детскую проституцию. Да, всё это было уже тогда, в 70-е. Пьесу назвали с техническим уклоном и в аннотации написали, что она об учениках ПТУ и их мастере. Казалось бы, нормально. Но была там ещё Дашка-проститутка, которая в 14 лет зарабатывала своим телом и которую я играла. Играла и думала, когда же нас всех арестуют. А зритель смотрел, раскрыв рот. Театру талант Ерёмина был необходим.
- Потом, уже при Чигишеве, вы ушли из театра. Почему?
- Ушла не сразу. То были 90-е, страшные годы. В театре не платили, мама была больна, и я пошла селёдкой торговать. Правда, ничего не заработала. Вот подходит старушка, копеечки свои считает, а у меня слёзы на глаза наворачиваются. Я взвешиваю селёдку и обязательно стряхиваю весь рассол, а то и бесплатно её отдаю. Торговки только смеялись, говорили: «Ну ты артистка!» Как знали.
А не могу по-другому, всё время проторговывалась. Торговала арбузами, жвачкой, ходила по домам с косметикой, носками, трусами. Мыла полы в подъездах, дворником работала.
Говорят, талант не пропьёшь. Врут, это я испытала на себе. Депрессия была у всей страны, но я не оправдываю себя. Слава Богу, были семья и друзья, которые вытащили из этой трясины.
В 90-е я ушла из театра почти на два года. Было очень тяжело и стыдно возвращаться. Стыдно перед детьми и собственной дочкой, которая всё это видела. Не дай Бог ребёнку такое пережить. Но дочь не сломалась и меня поддержала...
Королевство кривых зеркал
- А с чего вообще начинается любовь к театру?
- Всё должно начинаться с семьи. Если родители не ходят на спектакли, они не научат этому детей. В Ростове по сути всего один детский театр. И самое страшное, что государству ни культура, ни искусство, ни знания не нужны. Это вошло в норму: чем народ бескультурнее, тем легче им управлять. Сейчас смотрят только телевизор. Но наше телевидение - это королевство кривых зеркал. Миллионы кривых зеркал понаставили в домах, поэтому и не нужен людям театр. Но будем надеяться, что не всё потеряно. Жизнь, как известно, полосатая, и, думаю, всё изменится. Скорее всего, не при моей жизни. Но, вы, даст Бог, это время ещё застанете...