Примерное время чтения: 9 минут
134

Метод научного фильтра. Донской историк о том, что нужно для мирной жизни

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "АиФ-Ростов" 31/10/2023
Донские казаки испокон веков славились своими удалью и отвагой.
Донские казаки испокон веков славились своими удалью и отвагой. / Ульяна Алфеева / АиФ-Ростов

День народного единства отмечается в нашей стране уже 18 лет. Тем не менее, многие россияне до сих пор воспринимают его «праздником вместо 7 ноября». А казаки вспоминают, что на Дону был свой день единения, выпадал он на 14 октября.

О том, что это был за праздник и как находили общий язык люди, жившие в донских степях и Приазовье, мы поговорили со старшим научным сотрудником Новочеркасского музея донского казачества, доцентом кафедры археологии и истории древнего мира ЮФУ Андреем Бойко.

«Не тронет вас басурманский меч»

Корреспондент rostov.aif.ru Светлана Ломакина: Андрей Леонидович, так что это был за праздник донских казаков?

Андрей Бойко: 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, праздник, который связан с важнейшим событием в истории донского казачества – легендарным Азовским осадным сидением 1641 года.

Старший научный сотрудник Новочеркасского музея донского казачества, доцентом кафедры археологии и истории древнего мира ЮФУ Андрей Бойко. Из личного архива.
Старший научный сотрудник Новочеркасского музея донского казачества, доцентом кафедры археологии и истории древнего мира ЮФУ Андрей Бойко. Фото: из личного архива.

История такова. В 1637 году объединённые силы казаков захватили турецкую крепость Азов, и на какое-то время этот город стал казачьей столицей. В 1641 году турки решили его отбить – 93 дня шла осада Азова. В ходе постоянных приступов и обстрелов крепости большая часть казаков погибли, а оставшиеся в живых были изранены и утомлены постоянными схватками. К 14 октября у казаков закончились боевые припасы, прежде всего, порох и было принято общее решение: «Не будем умирать за камень, а сложим головы в чистом поле». Перед последним боем казакам, которые будучи в осаде держали пост и «соблюдали чистоту телесную и духовную», было видение Богородицы, возгласившей: «Отгоните всякий страх от себя, не тронет вас никакой басурманский меч». Словно покров, на окрестности опустился туман, который позволил казакам беспрепятственно выйти из крепости. Турецкий лагерь оказался пуст, вражеские войска сняли осаду и отступили.

С течением времени этот день стал не только церковным праздником, но и днём поминовения погибших за отечество. В XIX веке под Старочеркасском, на Монастырском урочище, там, где были захоронены казаки, павшие под Азовом, проходил поминальный молебен и разнообразные военные состязания. В советское время эта традиция не соблюдалась.

– Если оглянуться на историю, были времена, когда на наших территориях люди жили в мире?

– Специфика Нижнего Дона заключается в том, что здесь всегда существовали две группы народов: осёдлые и кочевые, которые были вынуждены налаживать отношения. Турки и казаки, казаки и иногородние, кавказцы и русские. Здесь проходила граница, которая действовала по методу избирательного фильтра: кого-то эта земля пропускала, а кого-то нет. Но тем, кто тут оказывался, волей-неволей приходилось дружить, учиться жить совместно.

Этому способствовали торговые коммуникации. В случае мира они обеспечивали работой и зарплатой кочевых и осёдлых. А в случае военных столкновений торговые связи прерывались и это вредило всем.

Есть очень показательный случай. В 1713 году турки вновь заняли Азов, закончилась очередная русско-турецкая война. Зимой было очень холодно, и турецкий паша из Азова послал в Старочеркасск казачьему атаману письмо с просьбой, чтобы тот прислал мастеров «печников и кафельщиков» – специалистов, которые могли починить изразцовые печи. Казалось бы, такие непримиримые противники, а когда наступили холода, понадобилась помощь прежних неприятелей. То есть переход от войны к миру на самом деле весьма прост – должна возникнуть необходимость, простая человеческая потребность. Часто она приходит извне – жизнь в пограничье, на барьерных землях всегда была тяжёлой.

Плавильный котёл Дона

– Но при этом тут было очень много разных народов?

– Да, северо-восточное Приазовье всегда было местом соприкосновения различных народов. Регион издревле считается казачьим, но это не совсем верно, учитывая деление казачества на верховое и низовое. Границу между ними провести сложно, чаще всего определяют широту нынешнего Цимлянского водохранилища или даже большую излучину Дона. Верховые казаки были издревле осёдлы, а для низового казачества характерна маятниковая миграция – с весны могли заселяться земли, удобные для ведения хозяйства, а осенью их покидали, уходя в расположенные выше по Дону укреплённые городки. Какая-то часть населения могла оставаться в труднодоступных, защищённых местах.

В конце XVII века в Приазовье пришло Московское царство, ставшее в 1721 году Российской империей – начался очередной этап русской колонизации Приазовья. Сюда на всём протяжении XVIII века переселяли людей из Малороссии и даже Поволжья. Например, казачий хутор Недвиговка, расположенный в нынешнем Мясниковском районе. Первое заселение его произошло как поместье донских дворян Мартыновых в 1792-1793 году крепостными крестьянами, которых сюда переселили из-под Полтавы, Чернигова и даже Киева. Потом рядом появились военные кантонисты – крещёные евреи, которые несли воинскую службу.

А с начала XIX в. здесь стали селиться казаки, но их количество было невелико. В 1850 году по решению правительства крепостные крестьяне должны были покинуть обжитые земли и отправиться в другие поместья Мартыновых, расположенные на реке Миус. А слобода Недвиговка стала хутором Гниловской станицы. Я привёл пример одного небольшого хутора, представляете, какой сплав? И так было на всей территории Приазовья.

– Как люди с разными культурами не конфликтовали? Был какой-то свод правил?

– Нет. С одной стороны, была русская православная церковь, которая многое уравнивала. Потому что те же самые скрытые иудеи официально были православными – они должны были ходить на исповедь, совершать все церковные таинства. В царской России велись специальные исповедальные книги, вернее, исповедальные росписи, в которых фиксировалось участие в церковных таинствах или причины отсутствия в церкви. Участие в литургиях и церковных праздниках объективно вело к сплочению населения.

При этом люди жили преимущественно этническими группами, анклавами. Иногда случались конфликты, но они возникали по хозяйственным причинам, чаще всего из-за земли.

Если вы посмотрите карты Нижнего Дона XIX – начала XX веков, то увидите, что у Ростова своей общественной, выгонной земли или садов практически не существовало, всё было скуплено армянами. В той же Недвиговке юртовые казачьи земли были основательно подрезаны купцами из Чалтыря.

Так что споры о собственности возникали часто. Но при этом не поднимались вопросы идеологические: не решалось, кто тут недочеловек или сверхчеловек. Да, люди бранились: ты кацап, ты хохол... Вспомним описанную М.А. Шолоховым в «Тихом Доне» драку на мельнице казаков с малороссами, которая возникла из-за очереди на помол зерна. Но тут надо вспомнить, что значительная часть казачьих станиц Черкасского округа Области войска Донского состояла из переселённых в начале XX века малороссов из-под Полтавы, которые «записались в казаки».

– Андрей Леонидович, многие знания умножают печали?

– Знания умножают скорбь. Но спасение есть – это работа. Сегодня я заходил в библиотеку, встречался с коллегами. Завтра две конференции в Таганроге. Дальше – дела музейные. Печалиться можно, если бы было свободное время. А так – некогда...

Вперёд на сто лет назад

– Похожа ли наша ситуация на ту, что была перед Первой мировой войной?

– Сложно сравнивать такие разные периоды. 1913 год считается годом высшего российского благоденствия. С точки зрения экономики, у нас полоса отнюдь не такая светлая, какая была в тот момент в Российской империи. Там была другая экономическая конъюнктура. Но какие-то параллели можно провести. К примеру, связанные с политической борьбой. Считается, что 1912-1914 годы были временем очередной перестановки политических сил в стране. За прошедшее перед этим десятилетие произошла первая русская революция 1905-1907 годов, годы политической реакции. Одновременно шёл сложный процесс формирования Государственной Думы с различными политическими партиями и национальными группами. Сложный процесс законотворчества зачастую превращался в парад амбиций депутатов, а важнейшие законы так и не были приняты, буквально утонув в полемической риторике.

Много схожего в культурной жизни. Предвоенное время было эпохой воинствующего декадентства. Очень талантливо эти явления описаны у Алексея Толстого в трилогии «Хождение по мукам», вспомним первую книгу «Сёстры». Там отчётливо показано сумрачное, предгрозовое ощущение грядущего «изменения времени» – в этом, да, наши времена, наверное, похожи...

Интересный факт
Ежегодно на Дону проходит фестиваль «Осада Азова», посвящённый осадному сидению казаков 1641 года. Это одно из самых ярких туристических событий региона, которое посещают до 15 тыс. зрителей. В мероприятии участвуют около 200 реконструкторов из разных городов России. Благодаря им старая крепость вновь оживает, на её валах происходит грандиозный исторический спектакль.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах