Примерное время чтения: 7 минут
468

Дзига или кабахи? Во что играли казачата на Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ на Дону" 26/10/2022
Маленького казака сажали на лошадь в три года.
Маленького казака сажали на лошадь в три года. / Ассоциация шермиций / Из архива

Порой родители особо не утруждают себя воспитанием детей, зачастую перекладывая это на образовательные учреждения. Но ведь невозможно обучить ребёнка семейным отношениям без участия самой семьи.

Поэтому одной из целей социально-культурной деятельности ассоциации этнокультурных и творческих организаций «150 культур Дона» является содействие сохранению нематериального культурного наследия народов, проживающих в донском регионе.

Этому и был посвящён прошедший недавно методический форум ассоциации.

Казачий домострой

Большинство современных исследователей считают, что донское казачество складывалось как полиэтническая общность с участием представителей разных этносов и этнических групп. Это нашло отражение в культуре донских казаков, вобравшей в себя славянские (русские и украинские), тюркские, кавказские элементы.

«Донские казаки считают себя коренным населением донского края, освоившим территорию Дикого поля, которая впоследствии стала Областью войска Донского. Поэтому на форуме было уделено особое внимание знакомству с семейными традициями казачьего домостроя», – рассказывает директор ассоциации «150 культур Дона» Ирина Черкашина.

Домострой на Руси представлял собой книгу, содержащую всю полезную информацию о быте, отношениях и поучениях. Появился он ещё при Иване Грозном и стал культурным наследием русского народа, поскольку в нём были закреплены традиции в отношениях членов семьи. У казаков в отличие от русских письменного домостроя не было, однако его существование неоспоримо. Он был своего рода руководством или даже правилом жизни, соблюдение которого позволяло избежать трудностей и лишних проблем. Поскольку письменного варианта не существовало, носителями традиций считались старики.

Правила игры в дзигу
Побеждает команда, набравшая большее количество очков. Переступать за линию метания запрещается
Именно такие семейные традиции казаков предлагала исследовать участникам методического форума учитель истории ростовского лицея № 58 и эксперт ассоциации Елена Погорелова. Она уже много лет привлекает учащихся лицея для участия в этнографических экспедициях в хутора и станицы Усть-Донецкого района Ростовской области. По их материалам Погорелова написала учебно-методическое пособие «Народные традиции убранства донского куреня». Издание помогает погрузиться в творчество и традиции казачьего быта, а заодно познакомиться с языком донского казачества.

Галдерейные, горницкие или думки?

К примеру, слово курень. Казалось бы, оно знакомо многим, и все скажут, что так называется казачий дом. Но вот откуда появилось это название, знают немногие. В научной этимологии слово курень возводится к тюркским языкам (как и многие другие слова из быта казаков). Есть и совсем редкие слова, которых многие никогда не слышали. Например, галдерейные и горницкие подушки имеют своё место в курене, также как подушки-думки. И украшаются они мастерицами-казачками по-разному. Галдерея – это пристройка к куреню, и такие подушки мастерицы украшают аппликациями. При этом мелиховские казачки любят изображать стилизованные подсолнухи, а каныгинские – коней.

Самые красивые аппликации, считает Елена, у пухляковской казачки-додельницы Эллы Антоновой. Цветы – традиционная вышивка на горницких подушках, которые поражают своей величиной, белизной наволочек и яркостью вышивки. У каждой мастерицы свои любимые цветы. Например, рукодельница станицы Раздорской Валентина Шерстюкова вышивает цветы, которые растут у неё во дворе.

Любое выступление Погореловой всегда сопровождается напевным поэтическим рассказом о труде мастериц и мастеров, наполнявших свою жизнь и дом одухотворённой красотой. Она с любовью рассказывает об отношениях между мужем и женой, разъясняя истоки традиций, не совсем понятных современным семейным парам. Сами посудите, как сейчас отреагирует женщина, если мужчина, придя с работы, войдёт в квартиру в обуви? А в семье казака жена поднесёт кругляшки – коврики, которые хорошо стираются, и подложит под сапоги мужа. Такие коврики донские умелицы делали очень яркими. Одни из них вывязывались из пряжи или ниток, другие – из узких полос цветной ткани. Елена предлагает развивать формы и методы сохранения культурного наследия казачества и вовлекать в этот процесс учащихся общеобразовательных учреждений.

Погорелова в лицее работает уже 28 лет. Вместе с учениками она создала в 2013 году музейный уголок, который через три года получил статус музея. Вместе с администрацией учебного заведения составили специальный план музейной и архивной практики школьников. Заключили договоры с организациями города и области, чтобы дети могли участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе во всероссийском конкурсе краеведческих и исследовательских работ «Отечество».

Усть-Донецкий район Ростовской области – центр формирования культуры донского казачества. Во время этнографических экспедиций, в состав которых входят и сотрудники ЮФУ, энтузиасты собирают материал о народных традициях внутреннего убранства донского куреня. Уже собран большой и интересный материал, который стал для учащихся лицея основательной базой ежегодной защиты разного рода проектов на городских этнографических фестивалях и краеведческих конференциях. В 2016 году Елена Погорелова приняла участие в разработке приложения к учебнику истории для 6–7-х классов по культуре донского казачества, за что была отмечена званием лауреата всероссийского конкурса педагогов «Сердце отдаю детям», заняв второе место среди коллег.

Попробуйте дзигу или кабахи!

Девушкам-казачкам некогда было скучать и предаваться беззаботному веселью. С детства они имели свои обязанности по дому, и приданое должны были подготовить своими руками.

А юношей-казаков с детства приучали к военному делу. Поэтому подвижные игры и состязания составляли часть воспитательной системы мальчика как будущего воина. Об этом очень подробно пишет в своих работах доктор философских наук Андрей Викторович Яровой. Он рассказывает, что казачонка в три года сажали на коня, а с пяти лет мальчишки работали вместе с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов – дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлёстывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту наперегонки…

Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Несмотря на то, что взрослые считали «гонять кубарь» пустым занятием, но именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

Вот и участники методического форума ознакомились с некоторыми казачьими играми, которые войдут в областной чемпионат национальных забав и подвижных игр народов Дона «150 игр Дона».

Как показало знакомство со знатоками казачьей культуры и традиций – руководителем музея истории казачества ДГТУ Еленой Ивановной Романовой и доктором исторических наук, заведующим лабораторией казачества ЮНЦ РАН Андреем Вадимовичем Венковым, историю казачества нужно уметь правильно преподнести, не зацикливаясь на песнях и плясках, казачьей кухне, а больше говорить о том вкладе, который вносит казачество в охрану границ России в разные периоды её истории, о воспитании, семейных отношениях, о казачках-мастерицах, создававших уют в доме.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах