Порой родители особо не утруждают себя воспитанием детей, зачастую перекладывая это на образовательные учреждения. Но ведь невозможно обучить ребёнка семейным отношениям без участия самой семьи.
Поэтому одной из целей социально-культурной деятельности ассоциации этнокультурных и творческих организаций «150 культур Дона» является содействие сохранению нематериального культурного наследия народов, проживающих в донском регионе.
Этому и был посвящён прошедший недавно методический форум ассоциации.
Казачий домострой
Большинство современных исследователей считают, что донское казачество складывалось как полиэтническая общность с участием представителей разных этносов и этнических групп. Это нашло отражение в культуре донских казаков, вобравшей в себя славянские (русские и украинские), тюркские, кавказские элементы.
«Донские казаки считают себя коренным населением донского края, освоившим территорию Дикого поля, которая впоследствии стала Областью войска Донского. Поэтому на форуме было уделено особое внимание знакомству с семейными традициями казачьего домостроя», – рассказывает директор ассоциации «150 культур Дона» Ирина Черкашина.
Домострой на Руси представлял собой книгу, содержащую всю полезную информацию о быте, отношениях и поучениях. Появился он ещё при Иване Грозном и стал культурным наследием русского народа, поскольку в нём были закреплены традиции в отношениях членов семьи. У казаков в отличие от русских письменного домостроя не было, однако его существование неоспоримо. Он был своего рода руководством или даже правилом жизни, соблюдение которого позволяло избежать трудностей и лишних проблем. Поскольку письменного варианта не существовало, носителями традиций считались старики.
Галдерейные, горницкие или думки?
К примеру, слово курень. Казалось бы, оно знакомо многим, и все скажут, что так называется казачий дом. Но вот откуда появилось это название, знают немногие. В научной этимологии слово курень возводится к тюркским языкам (как и многие другие слова из быта казаков). Есть и совсем редкие слова, которых многие никогда не слышали. Например, галдерейные и горницкие подушки имеют своё место в курене, также как подушки-думки. И украшаются они мастерицами-казачками по-разному. Галдерея – это пристройка к куреню, и такие подушки мастерицы украшают аппликациями. При этом мелиховские казачки любят изображать стилизованные подсолнухи, а каныгинские – коней.
Самые красивые аппликации, считает Елена, у пухляковской казачки-додельницы Эллы Антоновой. Цветы – традиционная вышивка на горницких подушках, которые поражают своей величиной, белизной наволочек и яркостью вышивки. У каждой мастерицы свои любимые цветы. Например, рукодельница станицы Раздорской Валентина Шерстюкова вышивает цветы, которые растут у неё во дворе.
Любое выступление Погореловой всегда сопровождается напевным поэтическим рассказом о труде мастериц и мастеров, наполнявших свою жизнь и дом одухотворённой красотой. Она с любовью рассказывает об отношениях между мужем и женой, разъясняя истоки традиций, не совсем понятных современным семейным парам. Сами посудите, как сейчас отреагирует женщина, если мужчина, придя с работы, войдёт в квартиру в обуви? А в семье казака жена поднесёт кругляшки – коврики, которые хорошо стираются, и подложит под сапоги мужа. Такие коврики донские умелицы делали очень яркими. Одни из них вывязывались из пряжи или ниток, другие – из узких полос цветной ткани. Елена предлагает развивать формы и методы сохранения культурного наследия казачества и вовлекать в этот процесс учащихся общеобразовательных учреждений.
Погорелова в лицее работает уже 28 лет. Вместе с учениками она создала в 2013 году музейный уголок, который через три года получил статус музея. Вместе с администрацией учебного заведения составили специальный план музейной и архивной практики школьников. Заключили договоры с организациями города и области, чтобы дети могли участвовать в научно-исследовательской деятельности, в том числе во всероссийском конкурсе краеведческих и исследовательских работ «Отечество».
Усть-Донецкий район Ростовской области – центр формирования культуры донского казачества. Во время этнографических экспедиций, в состав которых входят и сотрудники ЮФУ, энтузиасты собирают материал о народных традициях внутреннего убранства донского куреня. Уже собран большой и интересный материал, который стал для учащихся лицея основательной базой ежегодной защиты разного рода проектов на городских этнографических фестивалях и краеведческих конференциях. В 2016 году Елена Погорелова приняла участие в разработке приложения к учебнику истории для 6–7-х классов по культуре донского казачества, за что была отмечена званием лауреата всероссийского конкурса педагогов «Сердце отдаю детям», заняв второе место среди коллег.
Попробуйте дзигу или кабахи!
Девушкам-казачкам некогда было скучать и предаваться беззаботному веселью. С детства они имели свои обязанности по дому, и приданое должны были подготовить своими руками.
А юношей-казаков с детства приучали к военному делу. Поэтому подвижные игры и состязания составляли часть воспитательной системы мальчика как будущего воина. Об этом очень подробно пишет в своих работах доктор философских наук Андрей Викторович Яровой. Он рассказывает, что казачонка в три года сажали на коня, а с пяти лет мальчишки работали вместе с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крёстный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку «не заездили», чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов – дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлёстывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту наперегонки…
Вот и участники методического форума ознакомились с некоторыми казачьими играми, которые войдут в областной чемпионат национальных забав и подвижных игр народов Дона «150 игр Дона».
Как показало знакомство со знатоками казачьей культуры и традиций – руководителем музея истории казачества ДГТУ Еленой Ивановной Романовой и доктором исторических наук, заведующим лабораторией казачества ЮНЦ РАН Андреем Вадимовичем Венковым, историю казачества нужно уметь правильно преподнести, не зацикливаясь на песнях и плясках, казачьей кухне, а больше говорить о том вкладе, который вносит казачество в охрану границ России в разные периоды её истории, о воспитании, семейных отношениях, о казачках-мастерицах, создававших уют в доме.