Примерное время чтения: 4 минуты
120

Чудо Покрова. Как на Дону отмечают главный казачий праздник

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. "АиФ на Дону" 12/10/2022
В казачьей столице Новочеркасске Покров Богородицы всегда отмечают торжественно.
В казачьей столице Новочеркасске Покров Богородицы всегда отмечают торжественно. / Администрация г. Новочеркасска / Из архива

Покров Пресвятой Богородицы, который мы отмечаем 14 октября, для казаков – день особый. Донцы всегда считали Матерь Божью своей заступницей, а этот праздник – самым главным в году.

Какие исторические события предшествовали такой традиции и как казаки отмечали Покров, выяснил «АиФ-Ростов».

Чудеса Покрова

История Покрова берёт своё начало в 910 году в Константинополе. Считается, что тогда во время богослужения, проходившего в городе перед угрозой сарацинского завоевания, местному юродивому, славянину Андрею, и его ученику Епифанию было видение заступничества Богородицы. И враг отступил от Константинополя.

На Руси этот день стали праздновать на пару веков позже, после победы Андрея Боголюбского над Волжской Булгарией в 1164 году. Произошло это как раз в день греческого Покрова.

В следующий раз Богородица заступилась за казаков уже в 1552 году. По легенде решающую роль во взятии неприступного города, под стенами которого войско Ивана Грозного стояло несколько лет, сыграл покоритель Сибири, казачий атаман Ермак. Считается, что на следующий после Покрова день он подорвал крепостную стену Казани, благодаря чему город был взят.

Дон казакам царь, согласно литературным легендам, пожаловал за добровольное и героическое участие в штурме Казани. О чём свидетельствовала грамота, подтверждающая независимый статус донских казаков.

«Почти 150 лет эта грамота зачитывалась перед казаками на каждый Покров в «Черкасском подлиннике» и в многочисленных списках по казачьим городкам. И так было до 1708 года, пока в связи с участием значительной части донского казачества в восстании Булавина Пётр I не велел уничтожить жалованную грамоту Ивана Грозного», – отмечает уставщик походной казачьей церкви Дионисий Белицкий.

Цитата
Видение Андрея и Епифания св. Димитрий Ростовский описывал так: «Пресвятую Деву Богородицу, стоящую на воздухе и молящуюся, сияющую солнечным светом и покрывающую людей своим честным омофором…»
Но самым главным заступничеством Богородицы казаки считают Покров 1641 года, когда 8 тысяч казаков и 800 казачек два месяца в Азове противостояли огромной турецкой армии. В тот момент, когда у защитников крепости сил уже почти не осталось, в день Покрова им явилась «жена прекрасная в багряной ризе». Это видение было истолковано как знак заступничества Божьей Матери. И действительно, враг отступил.

Поминовение и скачки

Есть и другой взгляд на историю праздника.

«Покров Пресвятой Богородицы чтим донскими казаками с давних пор как невидимая защита небесной заступницы на поле чести, – считает историк, председатель правления Ассоциации шермиций Андрей Яровой. – Культ её встречается в казачьем быту во время обрядовых действий и обычаев, имеющих до конца не изученное происхождение. Но в качестве войскового праздника Покров стал отмечаться довольно поздно, и связано это, скорее всего, со складыванием во второй половине XIX века сословной идеологии, в которой старинный обычай поминовения умерших и погибших предков был искусственно перенесён с Сырной масленичной недели на Покров. Произошло это в 1901 году по просьбе Старочеркасского станичного общества. Привязка праздника ко взятию Казани и оставлению Азова имеет позднее литературное и легендарное происхождение. Чтение же грамоты Ивана Грозного о даровании казакам реки Дон на Покров также является выдумкой поздних бытописателей, поскольку донские казаки не нуждались в такой грамоте».

По его словам, Покров традиционно отмечали на Монастырском урочище (ур. Каплица в районе ст. Старочеркаской).

«Казаки являлись двумя полками на урочище, ставили знамёна возле построенной в 1867 году Покровской часовни, зачитывали грамоту царя Михаила Фёдоровича от декабря 1642 года, в которой перечислялись их заслуги при взятии и удержании крепости Азов от турецких войск, – рассказывает историк. – После торжественной панихиды с трёхкратной рикошетной стрельбой происходили состязания в наездничестве, устраивалась грандиозная скачка в сторону Старочеркасска, в которой участвовали более двух тысяч всадников, и завершалось всё станичным хлебом-солью».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах