Считается, что казачат до недавнего времени учили, в основном, держаться в седле да владеть оружием. А образование для степных рыцарей не было первостепенной задачей. На самом деле это не так, образованность на Дону высоко ценилась с давних пор.
Где, как и чему учились казаки в прошлые века, накануне Дня знаний разбирался «АиФ-Ростов».
Грамотных мало
Казаки были воинским сословием, а ведь военная служба тоже требует определённых знаний. Как пишут авторы книги «Казачий Дон: пять веков воинской славы»*, донцы умели добывать селитру для взрывчатки, рассчитывать выход подкопа, ориентироваться по звёздам в морских походах. Использовали компас, подзорную трубу, карты. Впрочем, речь идёт не только о географических и естественно-научных знаниях, грамоте казаков учили священники.
«В первой половине XVII в. появляются оригинальные литературные произведения – «Казацкие повести». В 1623 г. в Сибири составлено «Написание» о походе Ермака и покорении им Сибири, в 1642 г. – знаменитая «Повесть об Азовском осадном сидении». Заметны следы казачьей переработки и в популярном сюжете, пришедшем с Востока, – «Повести о Еруслане Лазаревиче». Авторство «Повести об Азовском осадном сидении» приписывается одному из участников зимовой станицы донских казаков Фёдору Ивановичу Порошину, записавшему её перед заседанием Земского собора в январе 1642 г.», – пишут авторы «Казачьего Дона».
«Донские казаки стремились дать образование своим детям, поскольку грамотному человеку легче было сделать военную карьеру. А к этому стремились все донцы. Сохранился документ о посылке на учёбу казачьих детей в Московский императорский университет, датируемый 18 марта 1770 года. А в 1787 г. войсковой атаман Алексей Иловайский сделал опись казаков, знающих грамоту. Результаты были удручающими, грамотных оказалось очень мало. Поэтому войсковые власти принимают все меры для устранения этого недостатка. В 1790 году в столице донских казаков городе Черкасске открывается малое народное училище, а в 1793 году – главное народное училище», – рассказывает учёный.
На войсковые средства
Интересно, что к началу XIX века в стране работало 49 главных народных училищ, и одно из них находилось на Дону.
«Учителя в малое народное училище прибыли из Санкт-Петербурга. Руководил им сын войскового атамана Алексея Иловайского Пётр. Программа малого училища соответствовала двум начальным классам главного. Учащиеся изучали чтение, письмо, арифметику, русскую грамматику, чистописание, рисование и др. В 1793 г. училище приобретает статус главного. Вместе с двумя классами введены были предметы: история, география, геометрия, механика, физика, естественная история, начала гражданской архитектуры. В соответствии с планами главных училищ ученики старших классов изучали дополнительно латинский и один из европейских языков (немецкий или французский), необходимый для поступления в университет. Казаки приобрели около 140 наименований книг, приборы (готовальни, гальваническую машину, камеру-обскуру) и наглядные пособия (глобусы, геометрические формы, архитектурные чертежи). Это позволило создать хорошо оборудованные учебные кабинеты физики, математики, естественной истории», – повествует «Казачий Дон».
Первая в войске Донском гимназия открылась в 1805 году в Черкасске и содержалась на войсковые средства. А вот первая школа для девочек появилась на Дону только в 1850 г., её открыли в Ефремовском монастыре Черкасска. Но потом дело пошло веселей: уже в 1853 г. двери для юных казачек, в основном дочерей офицеров, открыл Донской Мариинский институт. Девочки из семей попроще смогли получать образование с 1861 г. в станичных женских училищах.
Как рассказывает Михаил Астапенко, уже во второй половине ХIХ в. на Дону кроме гимназий, которых добавилось ещё две, работали кадетский корпус имени императора Александра III, четыре реальных училища, три мореходных класса, юнкерское училище, одна военно-фельдшерская и пять военно-ремесленных школ, более 500 окружных, городских народных училищ и более 700 церковно-приходских школ.
Офицер должен уметь читать
Но и до этого прорыва в образовании читать своих детей научить старался практически каждый: кто сам, дома, если знал грамоту. А кто-то отдавал на учёбу местным священнослужителям. Например, в своих воспоминаниях походный атаман Яков упоминал, что сначала он учился в школе у грамотной старухи Кудиновны. Своё образование он получил у приходского пономаря, а потом у дьячка. В случае с Баклановым особого толка это не имело, что вскрылось, когда будущий атаман в качестве урядника отправился служить в Крым. Там он не смог выполнять одну из своих обязанностей, а именно писать рапортички. Отца Якова Бакланова это очень расстроило, и он нашёл в Феодосии бывшего смотрителя училища, который и доучил молодого казака, как следует.
«Умение читать и писать были необходимым минимумом для получения офицерского звания. Император Павел I в своём рескрипте от 6 февраля 1799 года донскому атаману Василию Орлову писал, что непременным условием для производства в офицеры является знание казаком грамоты. А уже к концу XVIII века донская элита стала стремиться дать своим детям европейское образование», – продолжает Астапенко.
По его словам, в казачьей среде было совершенно естественным знание иностранных языков.
«Этому способствовало постоянное общение казачества с тюркским миром и присутствие в войске различных иноязычных элементов и целых этнических групп. Многие казаки говорили на татарском и турецком языках. Не случайно при Новочеркасской гимназии существовало Восточное отделение, где учащиеся изучали арабский, татарский и аварский языки. Выпускники этой гимназии работали потом переводчиками при миссиях и экспедициях, которые Россия организовывала в разные страны», – объясняет Михаил Павлович.
По его словам, по уровню грамотности населения Донская область к началу ХХ века занимала 12-е место в России. В это время у нас открылось и первое высшее учебное заведение: Донской политехнический институт заработал в Новочеркасске в 1907 году. Это 13-й по счёту город России, где появился вуз.