Примерное время чтения: 8 минут
231

Как погибает архитектурное наследие Донской столицы

Не добавляет радости и другой факт. По-прежнему незавидно, а то и откровенно убого состояние многих знаковых, ценнейших для Ростова памятников - здания Театра музкомедии, библиотеки им. Горького (некогда самой посещаемой в Ростове), Парамоновских складов, дома Врангелей и т.д.

О том, как сохранить архитектурную красоту прежнего Ростова, наш разговор с председателем Совета регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александром КОЖИНЫМ.

Чиновничья волокита

- Александр Олегович, вот вы упомянули, что назрело несколько срочных мер. Одна из них - надо наконец-то утвердить ту часть генплана, которая называется «Заповедная зона исторического города Ростова-на-Дону».

- Она действительно была разработана, как и остальной генплан, ещё 3 года назад. Но в отличие от него так и не утверждена, не вступила в силу. Эта глава и описывает правила поведения в исторической части Ростова. Например, в ней предусмотрено, что разрушить дом просто так, без согласия надзорных структур, нельзя. Если здание всё-таки решено сносить (установлено, что оно сильно изношено, является аварийным), на его месте можно строить только то, что вписывается в архитектурный ансамбль, примерно такое же по размерам, как и соседние дома.

Словом, задумка хорошая, но регламент остаётся только на бумаге. В результате волокита длится уже 3 года. Разумеется, этим безвременьем пользуются застройщики... Скажу больше. Будь утверждён тот регламент, мы бы не потеряли флигель городской усадьбы 19-го века - дом на Пушкинской, 173, а подобных зданий в Ростове осталось очень немного.

- ?

- В прошлом году закончилась тяжба вокруг этого дома. Предприниматель Мазин купил этот особнячок и соседний дом. Видно, поначалу он хотел их снести, строить многоэтажку. Начал ломать особняк - пригнал бульдозер. Соседи забили тревогу. Но Мазин всё равно дом дорушил. И начались полуторагодовые судебные процессы. Областное министерство культуры подало на предпринимателя в суд, требовало, чтобы он восстановил дом. Но выиграл... Мазин. Судья сочла недоказанным то, что дом - памятник. Нет слов, виноват и областной Минкульт. Вскрылся вопиющий факт: в один день там, что-то перепутав, выдали 2 справки. Одну о том, что дом - в реестре памятников, другую о том, что его там нет.

Но будь в силе регламент, о котором мы говорили, дом можно было бы отстоять. Регламент распространяется и на улицу Пушкинскую. Сносить крепкий дом (неважно, памятник он или нет) он запрещает. Да и не один только тот особнячок можно было бы спасти...

«Спасти хотя бы руины»

- Знаю, что в Обществе охраны памятников недавно составили перечень зданий, которые надо спасать в первую очередь. Что это за здания?

- Во-первых, Парамоновские склады. В середине 90-х годов, когда им присвоили статус памятника федерального значения, то были полноценные строения! Сейчас это руины... Крыши давно нет, стены полуразрушены. Но нам бы уже хотя бы эти живописные руины спасти. Потому что потерять их - преступление, они действительно живописны. Можно и нужно подавать в суд, опротестовывать решение о присвоении статуса федерального памятника. Ведь этот статус привёл только к разрушению, никаких ремонтных работ на протяжении 15 лет проведено не было.

Другое здание, которого очень жалко, - бывший Клуб приказчиков, а после здание Театра музыкальной комедии (на ул. Серафимовича, 88). За день до того, как оттуда уходили, там играли спектакль. Последние же 10 лет здание пустует. За это время порушили и покрали все батареи отопления, трубы. Не дай Бог оно треснет. Потому что известно: если здание долго не эксплуатируется, оно начинает разрушаться. Зачем было оставлять его не у дел так надолго?! Известно, что судьбой этого здания занимается Министерство культуры. Но прошло 10 лет, а никакого решения о том, как его использовать, так и нет.

Не ведётся ремонтных работ в домике Врангеля. Хотя по-хорошему надо добиваться перевода этого здания из регионального в федеральные памятники, потому что таковым оно и является. Уже хотя бы потому, что дом имеет прямое отношение к генералу Врангелю - фигуре, пусть противоречивой, но общероссийского масштаба.

- Вы бьёте тревогу и в отношении здания в самом центре города - на углу Большой Садовой и Ворошиловского. Там много лет располагалась библиотека имени Горького. Это здание вообще намеревались снести...

- Это тоже одна из болевых точек. Достаточно взглянуть на здание (оно рядом с нынешним торговым центром «Апекс». - Авт.), чтобы понять, что оно крепкое. Видно, за стремлением выдать его за аварийное стояло желание некой строительной фирмы возвести на том месте что-то другое. В прошлом году вмешалась прокуратура, решение о сносе отменили. Но на время муниципалитет (а ему принадлежит 70% площади в этом здании) о доме забыл... Внутри его разграбили. Мы обратились в Администрацию Кировского района. Там помогли: заколотили двери, поставили замок. Но, опять же, зданию нужна реконструкция.

К слову, и это здание, и 10 лет пустующий Театр музкомедии, и дом Врангелей можно было бы приспособить, например, под музеи. Недавно ваша газета справедливо писала о том, что Ростову остро не хватает музеев. Можно было бы открыть не только городской, но и музей воинской славы (как одно время хотели), музей Солженицына, археологический, архитектурный музеи, музей купечества и т.д. Беда Ростова - и дефицит выставочных залов. Вот снесли Выставочный зал на набережной. Теперь на его месте газон. Обещали взамен выделить другое помещение, но ничего не дали.

Ремонт с изъяном

- Слышала, что один из домов-памятников спасла акция молодого актива Ростовского отделения ВООПИиК. Ребята якобы развесили на доме траурные венки, разложили вокруг гвоздики...

- (Улыбается). Мы действительно провели акцию прощания с красивым домом на улице Социалистической (недалеко от угла с переулком Газетным). В 19-м веке оно было известно как дом Ильи Рындзюна - предпринимателя, там была его гостиница. А в здании неподалёку, кстати, была его знаменитая водолечебница. Считается, что в ней бывал Чехов. Прохожие, видя наши венки, подходили. Останавливались автомобилисты. И ведь помогло! Решение о сносе здания отменено. Администрация района установила железные двери, мы заколотили глазницы окон, чтобы спасти дом от дальнейшего разграбления. Но, опять же, на днях кто-то разломал заслонку на одном окне. Жители соседних домов жалуются, что в дом начали забираться бомжи... Что будет с этим домом дальше, тоже вопрос.

- В Ростовском отделении ВООПИиК критически отзываются о недавнем капремонте одного из красивейших ростовских особняков - бывшего Доходного дома, построенного по проекту знаменитого петербуржца Померанцева (на углу Семашко и Б. Садовой). Что не так?

- Это благо, что на дом нашлись деньги. Два фасада привели в порядок (о 3-м, правда, забыли). А плохо то, что так и не были укреплены внутренние конструкции здания (прежде в комнатах бывали обрушения), не отремонтирована кровля. Да и, возможно, полноценная диагностика была зданию нужнее, чем покраска фасадов.

- Что ждёт печально известный дом Максимова на Центральном рынке?

- Пока вокруг него по-прежнему идут суды. Владелец сменился, новый не хочет отвечать за действия прежнего хозяина, нагородившего вокруг дома огромные железобетонные конструкции. Опять же грустный факт: как мне сказали, на недавние заседания суда никто из представителей власти защищать дом Максимова почему-то не пришёл.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах