«Может, где-то в документах есть подвижки. Но чтобы нечто заметное глазу на деле происходило с проблемными ростовскими памятниками архитектуры... Такого почти и нет», - с грустью признался председатель президиума Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Александр Кожин.
Последние годы оказались на редкость богатыми на скандалы, а также наоборот - на радужные новости в отношении некоторых ростовских архитектурных изюминок, состояние которых плачевно давно.
Не забыт скандал вокруг продажи маленького архитектурного шедевра - домика баронов Врангелей.
Ободранный фасад, поросшая грибком часть стен, разрисованная граффити грубая железная дверь... Так милый когда-то особнячок, где и провёл своё детство в будущем известный барон Пётр Врангель, выглядит уже много лет. Памятник у самого Дона (оттуда на реку открывается захватывающе красивый вид). И вдвойне убого особнячок смотрится на фоне выросших рядом «сытых» элитных многоэтажек.
В 2006-м этот несчастный дом городская дума передала в безвозмездное пользование Ростовской епархии. А та в прошлом году продала его коммерческой строительной фирме. Впрочем, общественность попытались успокоить: в здании стройфирма откроет со временем молодёжный центр.
Другой скандал связан с тем, что собираются сделать на месте старого кинокомплекса «Россия». Саму «Россию» ещё прошлым летом спешно снесли, оставив лишь фасад...
Но последний год запомнился и оптимистическими новостями. Например, много шуму наделал новый проект преображения давно заброшенных Парамоновских складов. Заявили о том, что готовится проект приведения в порядок здания прежнего театра Ростовской музкомедии. Сообщили, что наконец-то обрёл хозяина другой красивый дом - бывшая водолечебница известного в XIX веке доктора Ильи Рындзюна. На здание в последние годы невозможно было смотреть. Оно стояло с пустыми глазницами окон, вырванной с мясом железной дверью, превратилось в городскую помойку и пристанище бомжей...
О том, что сделано на деле, мы и спросили у Александра Кожина.
Абсурдные затеи
Виктория Головко, «АиФ-Ростов»: Александр Олегович, первым делом спрошу о том, есть ли какие-то подвижки в отношении дома Врангелей.
Александр Кожин: Ну какие подвижки... Домик выглядит всё таким же убогим, заброшенным. Строительные леса, которые сколотили ещё позапрошлой осенью, чтобы подправить крышу (делала это епархия перед продажей дома), так и брошены у входа. Всё это, конечно, показатель отношения.
Да, наплевательски к этому памятнику начали относиться много раньше - ещё с конца 90-х годов. Детский сад, который размещался там в советское время, закрыли. Одно время это был проходной двор, дверь сорвали. У меня сохранилась фотография: внутри дом превратился в туалет. Валялись груды мусора, всякой одежды, на ней кто-то спал... От имени ВООПИиКа мы не раз спрашивали власть, почему ничего не делается по спасению памятника. Однако никаких внятных мер так и не последовало.
В 2006-м гордума передала домик в безвозмездное пользование епархии, а та, мало что сделав (вставила окна и подшаманила крышу), его продала.
Вот сейчас ходит слух: та коммерческая фирма, которая домик приобрела, его уже перепродала. Понимаете, вот это наплевательское отношение продолжается.
- Другая изюминка Ростова - здание бывшего Театра музкомедии на Серафимовича. Однако оно уже давно необитаемо, никак не используется, уже начало трещать. Но вот недавно объявили: ему нашли применение, там разместят две библиотеки. Но вы против. Почему?
- Знаете, здесь опять же больших подвижек незаметно. Вот недавно умер человек, который долгие годы жил в этом здании. Собирал старые афиши, газетные статьи об актрисах старой музкомедии, спектаклях тех лет. То есть хоть как-то хранил память о театре.
Всё, что реально сделано с тех пор, - ещё той осенью объявляли субботник. Какие-то нанятые ребята отсортировали вещи внутри: отдельно отложили то, что может представлять интерес, остальное вынесли на помойку.
Никакой ремонт пока не начат. В областном Минкульте объявили о совершенно абсурдной, на мой взгляд, идее. Мол, здание отдадут двум библиотекам - областной библиотеке для слепых людей и детской имени Величкиной. Я не против библиотек! Но где же здравый смысл?! Во-первых, на переоборудование здания для нужд незрячих людей нужны большие средства. Уже даже вход в здание, его высокая лестница слепым людям неудобны. Это уже не говоря о том, что в такие особняки ходят полюбоваться внутренним интерьером, убранством. И вот там будет библиотека для тех, кто не видит. Ну вот зачем?! Это при том, что Ростову по-прежнему не хватает места под музеи, нет выставочного зала, которые можно было бы там разместить.
Торжественные похороны... здания
- Года два назад молодёжный актив Донского ВООПИиКа спас от сноса бывшую водолечебницу Ильи Рындзюна, где якобы принимал ванны и Чехов. Ребята устроили похороны здания: повесили на стены траурные венки, разложили на асфальте цветы. И помогло! От сноса здания власти отказались. В прошлом году его даже кто-то купил с обязательством восстановить...
- Да. Однако мы ратовали совсем за другое - чтобы город отдал здание за символические деньги, скажем за рубль. Но в обмен человек привёл бы в порядок если не весь дом, то хотя бы восстановил фасад. Разве так уж нужно городу зарабатывать на руинах? Однако в итоге на торгах водолечебницу продали за 16 миллионов рублей.
Что со зданием сейчас? Новый владелец его полностью, но аккуратно разобрал, чтобы потом восстановить, несколько увеличив этажность. Остаётся надеяться, что слова о том, что здание будет воссоздано, не разойдутся с делом.
- Ещё одной радостной новостью стало то, что найден способ спасти Парамоновские склады. Появился проект их воссоздания.
- У нас периодически появляются проекты того, что может оказаться в Парамоновских складах. То хотели организовать там музей, после - спа-центр. Однако пока на фоне красивых слов склады продолжают рушиться. Такое ощущение, что из основания стен порой умышленно вынимают кирпичи. Так мало этого. Недавно выяснилось, что земля между складскими корпусами и выше по склону находится в долгосрочной аренде, на ней собираются что-то строить. Хотя понятно, что такая застройка поставит на этом живописном, общедоступном месте крест!