Между тем, вот-вот могут начаться суды между администрацией города с одной стороны, и крупным пассажирским перевозчиком АТП-3 с другой стороны, лишившимся маршрутов по итогам проведённых конкурсов. Каково бы ни было решение суда, последствия у этой истории есть уже сегодня. Пострадавшие тоже есть. И это не только хозяева бизнеса.
Благие намерения
Напомним, что осенью в Ростове-на-Дону состоялись события, названные народом «транспортной революцией»: была изменена маршрутная схема в городе, а также сменилась часть предприятий, организующих перевозки пассажиров. В частности, по итогам конкурса, маршруты №94 и №96 в Ростове получила ижевская компания «ИПОПАТ-Юг». Прежний перевозчик с результатами не согласился.
Главная цель, о которой говорили чиновники, когда затевали большие перемены, навести порядок в работе городского общественного транспорта. Ещё одна задача - подчинить городу основные денежные потоки от пассажирских перевозок. Дело в том, что подсчитать оборот наличных денег, который крутится в этой сфере, невозможно. А это очень большие деньги. Их сложно учитывать. Львиная доля этих капиталов идёт в карманы частников. А должна идти, в том числе, и в бюджет в виде налогов. Так что порядок наводить действительно нужно.
Пока всё это только цели. Ижевский перевозчик в них вполне вписывается: в его парке около 200 автобусов, большинство новые (кстати, в самом Ижевске горожане очень недовольны тем, что новые автобусы из Удмуртии уехали в Ростов). Но качественные пассажирские перевозки - это не только автобусы. Их-то купить как раз несложно (особенно в кредит или в лизинг).
Сложнее с инфраструктурой, необходимой для обслуживания городских маршрутов. Если её нет, то быстро не построишь. Обеспечить комфортные условия труда и отдыха водителей тоже непросто. Потому что затратно. Ну и практически невозможно заставить перевозчика вкладывать деньги в какие-то социальные программы. Бизнес вообще это делает редко. Чаще наоборот - избавляется от непрофильных активов. Ведь денег они не принесут. Только лишние хлопоты и затраты.
Понятно даже пчёлам
Казалось бы, если в городе находится социально ответственный бизнес, власть должна беречь его и всячески стимулировать. Ведь он помогает снижать социальную напряжённость и экономить часть бюджетных средств. АТП-3 как раз такое предприятие. Это единственный перевозчик в Ростове-на-Дону, который содержит детский сад №270 «Темерничок». Кстати, одно из лучших дошкольных учреждений города. Для детей работников предприятия он бесплатный. В год на «Темерничок» уходит более девяти млн рублей. Теперь у предприятия этих денег нет, и детский сад могут закрыть. Значит, 20 его сотрудников тоже потеряют работу.
«Темерничку» в декабре исполнится 42 года. Столько труда и души в него вложено, - рассказывает заведующая детсадом Валентина Золотько. - Это настоящий маленький дворец. Сделан прекрасный ремонт. Питание отличное. Территория утопает в зелени и цветах - одних только роз 300 кустов. А ещё: гортензии, лилии, юкка. Высажено 200 лип и столько же хвойных деревьев. Запах волшебный!
Однажды к нам даже пчелиный рой прибился: поселился в дупле. Учредитель силами работников предприятия очистил участок реки Темерник: 15 «КамАЗов» мусора вывезли. Теперь мы водим туда ребятишек гулять. Дети кормят уточек, наблюдают за чайками. Отказа мы не знаем ни в чём. Билеты в цирк и кукольный театр, подарки к праздникам, экскурсии по родному краю - всё от предприятия. К нам детей возят с Западного, с Военведа, из центра и других районов города. Разве можно всё это взять и вот так бросить на произвол судьбы?»
Отстоять детский сад пытаются и родители. Провели собрание, написали несколько писем в разные инстанции. Даже президенту. Все надеются на лучшее.
Папы без работы, дети без танцев
А ещё под угрозой закрытия оказались тренажёрный зал, фитнес-центр и студия танцев.
«В год нашу студию в среднем посещают 50-60 ребятишек, - говорит руководитель танцевально-спортивного клуба «Примавера» Максим Бондарь. - Здесь очень хороший зал. Есть душевые. Везде безупречная чистота и красота. Дети могут покушать в столовой. Ведь некоторые занимаются танцами профессионально. А это 5-6 часов в день. Я спокоен за их безопасность. Не знаю, насколько серьёзно зашла ситуация, но я очень надеюсь, что всё разрешится в правильную сторону».
Место в детском саду для ребёнка, бесплатный завтрак, горячее питание в обед и ужин, общежитие, стационарные душевые и туалеты, оплата страховки, белая заработная плата в 55 тысяч рублей... Будут ли у водителей все эти социальные гарантии на новом месте работы? Их никто не даёт. Поэтому массово переходить на работу в другое предприятие ростовские водители не спешат.
И всё же, сотрудники предприятия будут вынуждены искать новое место работы, а более 100 малышей другой садик. Жители близлежащего района останутся без привычного досуга. Мелочь в масштабах города-миллионника? Может быть. Но это судьбы сотен людей.
Чем оправданы риски?
А ещё все фирмы и компании платят налоги там, где они зарегистрированы. И меняя добросовестного перевозчика, который 25 лет уже исправно платит деньги в местный и региональный бюджеты на иногороднего, территория рискует. Оправдан ли этот риск? Ведь перебоев с транспортом на маршрутах №94 и №96 никогда раньше не было. А обещанного транспортного рая в донской столице пока не случилось. И не факт, что он наступит.
«Предпринимательский климат в городе посуровел, - считает ростовчанин Андрей Исаков. Он тоже занимается бизнесом. - Рынок получил сигнал: вкладывать деньги в социальную инфраструктуру рискованно. Даже глупо. Нет гарантии, что твой бизнес никто не отберёт. Ну, или просто дадут по рукам. В майских указах президент говорил о поддержке малого и среднего бизнеса. А что на деле?»
Получается, что в этой истории вопросов больше, чем ответов. Со стороны ситуация и вовсе выглядит как в известном изречении: «Это не преступление, это - хуже. Это ошибка».
Нарушений закона со стороны администрации Ростова-на-Дону действительно не установлено. Аукцион - единственная правовая форма организации пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах. Хорошо бы только, чтобы в будущем при определении условий торгов организаторы учитывали все параметры, влияющие на качество оказываемой услуги. И просчитывали последствия. Экономические и социальные. Ведь социально ответственной должна быть в первую очередь власть. А бизнес подтянется.
Мнения сторон
Это – форс-мажор
Глава администрации Ростова-на-Дону Виталий Кушнарев: «Действительно, есть проблема с работой двух перевозчиков на маршрутах. Это форс-мажор, который может быть везде. Мы подали иск, чтобы разрешить этот спор и закрепить право перевозки за компанией, которая выиграла конкурс. Мы готовы давать возможность работать всем, кто придёт на наш рынок с новыми автобусами. Пассажиру без разницы кто его перевозит. Главное - комфортно добраться до места назначения».
Фунт лиха
Генеральный директор АТП №3 Вячеслав Караев: «Я 50 лет в этой отрасли, и я за прозрачность и честность в работе. Бывали разные формы взаимоотношений между властью и транспортными предприятиями. Но так, как это сложилось сегодня, не было никогда. С городским департаментом транспорта давно отсутствуют какие-либо признаки нормального делового общения. Решить вопрос в рабочем порядке по телефону почти невозможно - с руководителем меня не соединяют в принципе».
В нашем деле нужно не только профильное образование, но и опыт работы непосредственно на предприятии автотранспортных перевозок (ПАТП). Чтобы знать, почём в этом бизнесе фунт лиха. Это очень важно - из этого складывается компетентность. Тогда и непродуманных решений не будет».
Итоги реформ
Что изменилось?
Маршрутная транспортная сеть Ростова-на-Дону меняется поэтапно. Первые изменения произошли в августе. Пик нововведений пришёлся на конец октября и начало ноября.
- Схемы движения маршрутов пересмотрели. Где-то это пошло на пользу. А где-то создало горожанам проблемы: добираться на работу стало сложнее.
- На части маршрутов сменились перевозчики.
- Подвижной состав общественного транспорта обновили.
- С 1 ноября во всём городском транспорте действует безналичная система оплаты проезда.КстатиНовая маршрутная сесть Ростова-на-Дону сегодня это: сотня автобусных, десять троллейбусных и шесть трамвайных маршрутов. В перспективе изменения городские власти тоже планируют. Но не столь масштабные. Некоторые из них произойдут только с 1 января 2021 года.