Примерное время чтения: 4 минуты
222

Спрос падает, кредиты не по силам. Что угрожает малому бизнесу на Дону

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. "АиФ на Дону" 25/07/2018
Теперь в страшных снах местных бизнесменов являются не жадные чиновники, а равнодушные клиенты.
Теперь в страшных снах местных бизнесменов являются не жадные чиновники, а равнодушные клиенты. pixabay.com

Ещё несколько лет назад основными поводами для возмущения дон­ских предпринимателей становились «дурацкие» законы, налоги и коррупция.

Последние исследования показали, что теперь в страшных снах местных бизнесменов являются не жадные чиновники, а равнодушные клиенты.

Считают копейки

В Донском государственном техническом университете подготовили ежегодное исследование развития малого бизнеса, в котором приняли участие 1100 субъектов предпринимательства из разных уголков области - опрос проводился в 55 муниципальных образованиях региона. Респондентов разбили на две группы - юридические лица (72,9% опрошенных) и индивидуальные предприниматели (27,1%).

И вот что примечательно, если раньше местные бизнесмены жаловались, например, на нестабильность правового поля или налоги, то на этот раз главным барьером в развитии своего дела опрошенные назвали снижение спроса на их товары и услуги.

Большая часть предпринимателей призналась, что уже и не мечтает о новых рывках и достижениях, остаться бы на плаву с тем, что есть. Влияет на это не только снижение кли­ентской заинтересованности, но и покупательная способность населения. Проще говоря, люди стали считать каждую копейку, и уже расставаться с ней лишний раз никто не хочет.

Продажи падают, прибыль, соответственно, тоже. Денег на развитие не остаётся. А банкам кредитовать малый и средний бизнес не интересно, драконовские ставки по кредитам отпугивают даже самых бесстрашных. Только 13% предпринимателей не жалеют денег и сил, чтобы улучшить результаты своей деятельности.

Впрочем, есть ещё несколько немаловажных причин. Это высокий уровень конкуренции со стороны крупного бизнеса. А бороться с ними маленькие компании не могут, силёнок не хватает и государственной поддержки.

Мы уже писали про то, с чем на деле сталкиваются те же местные виноделы. По словам директора виноградарского хозяйства Юрия Химичева, сетевики делают ставку на дешёвую продукцию, если кто-то и берёт донские вина, то на полках магазинов они затеряны.

С похожей ситуацией сталкиваются многие его коллеги, в том числе и в других отраслях. Эту тему на минувшей неделе даже отдельно вынесли на круглый стол в Южно-Россий­ском институте управления Президентской Академии.

«Несмотря на стремление развивать и поддерживать многоформатность в торговле, за последние пять лет доля крупных и средних предприятий в розничном товарообороте Ростовской области выросла с 37% до 44%.

Причём в сельских муниципальных образованиях крупные игроки занимают уже больше 58% розничного товарооборота», - рассказала вице-президент областной Торгово-промышленной палаты Светлана Абдулазизова.

Такие дела

Мешает жить опрошенным и нехватка квалифицированных кадров или их высокая текучка. Золотые руки не так-то просто найти даже на приличную зарплату, из-за чего даже у тех коммерсантов, что крепко стоят на ногах, возникают проблемы.

Как признаётся уполномоченный по защите прав предпринимателей Ростовской области Олег Дереза, также ему регулярно поступают жалобы на новую систему применения контрольно-кассовой техники и нестабильность налогового законодательства.

Палки в колёса ставят и монополисты. Особенно стараются энергетики, именно они, если верить исследованию, отличаются волокитой в оформлении и недешёвым подключением.

Впрочем, не­смотря на всё вышеперечисленное, донские предприниматели не унывают.

По крайней мере, 68% респондентов всё-таки считают, что донской край приемлем для ведения бизнеса, а 12% даже называют его благоприятным. Хотя каждый пятый респондент с этим не согласен. Но речь идёт о тех, кто пока ещё держится на плаву, а сколько тех, кто уже прогорел?

Как говорят в той же Торгово-промышленной палате, по неофициальным данным, из вновь открывшихся предприятий выживают всего пять процентов. А те, кто рискнул и уцелел, не пьют шампанское. Экономят не только покупатели, но и предприниматели.

Комментарий власти

Министр финансов области Лилия Федотова:

«В прошлом году общий объём региональных налоговых льгот составил 2,7 млрд рублей, это 2,3% налоговых доходов областного бюджета.

Наибольший объём льгот (в виде пониженных ставок по налогам) был предоставлен инвесторам - 1,6 млрд рублей (58,7% средств) и субъектам малого предпринимательства - 1 млрд рублей или 36%. Для оценки налоговых льгот мы используем критерии экономической и социальной эффективности.

Экономическая эффективность предусматривает улучшение финансово-экономических результатов деятельности налогоплательщиков, применяющих льготу.

Социальная эффективность признаётся положительной, если применение льготы способствует созданию новых рабочих мест, увеличению заработной платы, формированию благоприятных условий труда».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах