Система видеофиксации нарушения Правил дорожного движения заработала в Ростове ещё в начале весны. Сегодня на дорогах донской столицы установлены 36 арок, с высоты которых объективы камер фиксируют все проезжающие под ними машины. Корреспонденты «АиФ на Дону» разобрались, как работает система, отыскав ответы на главные, волнующие каждого автомобилиста, вопросы.
1. Куда попадает информация с камер?
- Все данные стекаются в единый центр наблюдения «Безопасный город», расположенный в городском УВД. Видео поступает в режиме реального времени, автоматически пополняя архив. При необходимости в нём впоследствии возможно найти нужную картинку, даже если событие произошло месяц назад. Таким образом, введя в систему номер автомобиля, можно моментально узнать, в какое время и в каком направлении он двигался.
2. За тем, что происходит на дорогах, одновременно следят десятки камер. Сколько же нужно человек, чтобы контролировать их?
- За работой системы постоянно наблюдают всего два-три сотрудника. В остальном же система работает самостоятельно: если водитель автомобиля превысил скорость, камера автоматически делает две фотографии – автомобиля и госномера крупным планом. Два снимка нужны для того, чтобы чётче идентифицировать машину. А если стёкла не затонированы и на улице день, то на снимке можно различить даже лицо водителя, так что отвертеться не удастся. Также на фото указывается дата и место нарушения ПДД – всё это впоследствии будет являться подтверждением вины нарушителя.
3. Система «ловит» все нарушения правил или только серьёзные?
- В принципе, все, если только случилось оно в зоне видимости камеры. Однако штрафы выписываются пока только за превышение скоростного режима. В перспективе планируется, что благодаря видеонаблюдению можно будет наказывать и тех, кто проехал на красный свет или пересёк двойную сплошную – пока что для этого отсутствуют правовые механизмы.
4. Когда систему только запускали, руководители ГИБДД утверждали, что камеры помогут покончить с коррупцией – мол, система сама фиксирует нарушения и отвертеться от штрафа не получится ни у кого. А как на самом деле?
- Факт нарушения ПДД действительно фиксируется автоматически. Но без вмешательства человеческого фактора обойтись всё же не удалось. Однако все фотографии затем просматривает инспектор ГИБДД и уже собственноручно выписывает лихачам штрафы. В УВД заверили, что избегнуть наказания не может ни один нарушитель, каким бы статусом он не обладал. Так, с момента начала работы системы благодаря дорожным камерам удалось привлечь к ответственности уже свыше пяти тысяч любителей погонять с ветерком.
5. Камеры распознают номера машин. А если я заляпаю знак грязью или прикрою его полупрозрачным стеклом – разглядит его система?
- Никакие накладки, никакие «сеточки» поверх регистрационных знаков не помешают камере разглядеть номер – это проверено абсолютно точно, - пояснили в управлении внутренних дел, для примера тут же продемонстрировав, как камера безошибочно «читает» облезшие цифры на старом номере ветхой «девятки». И всё же в милиции признают: добиться стопроцентного распознавания невозможно. Часто «глядеть в оба» камерам мешают троллейбусные провода и рекламные растяжки. Снижается видимость и если номер не на штатном месте под каким-нибудь хитрым углом. Налипшая на знак дорожная слякоть также порой затрудняет идентификацию. В этих случаях инспекторам приходится вручную копаться в базе данных, определяя владельца машины по марке автомобиля и отдельным цифрам из номера.