На стенах ростовских домов сегодня можно встретить более ста пятидесяти мемориальных табличек, рассказывающих о людях, которые родились, жили или трудились здесь.
Имена некоторых из них на слуху. Однако о заслугах большинства земляков, чья память увековечена на досках, порой ничего не известно. "АиФ на Дону" постарались исправить этот недочёт.
Один и без оружия
Имя Михаила Гаккеля сегодня вряд ли кто-то вспомнит, хотя, помимо мемориальной таблички, в Ростове даже есть улица, названная в его честь.
А жаль: боевые подвиги земляка без всяких прикрас могли бы стать сюжетом для сериала о советских диверсантах. Во время Великой Отечественной войны Гаккель служил в артиллерийской разведке. Отбирали туда только самых отважных: в поисках целей разведчики должны были работать на переднем крае фашистов, выведывая систему обороны и расположение позиций противника. Неудивительно, что немцы особенно охотились за артразведчиками, преследуя их всеми силами. Поэтому готовили артиллерийских лазутчиков основательно, почти как нынче в спецназе. Свою отвагу и выучку Михаил Гаккель ещё раз показал весной 1944 года в Крыму, когда получил задание установить местонахождение огневых позиций немцев. В ходе завязавшегося боя ростовчанин ворвался в немецкую траншею и в рукопашной схватке уничтожил десятерых фашистов, одновременно захватив в плен пятнадцать (!) оккупантов. Один против почти что целого взвода - такого, пожалуй, больше на войне не случалось.
За свои подвиги Михаил Гаккель был представлен к званию Героя Советского Союза. Но Золотая Звезда так и не украсила его гимнастёрку: незадолго до того, как указ о награждении был подписан, Михаил Гаккель погиб в бою.
Фея танца
"Таких балерин не бывает!" - твердили педагоги, глядя на юную дочку ростовского слесаря.
Маленькая, пухленькая, с короткими мускулистыми ногами, Фея Балабина, казалось, никак не подходила для танца. Но стоило ей сделать первый шаг на сцене - и критики замирали: настолько экспрессивен и изящен был танец Феи.
"Кто хоть раз видел Балабину, тот, несомненно, сохранил в своей памяти каскад сверкающих, филигранно отточенных, виртуозных танцев. Это брызжущие через край жизнеутверждающие человеческие чувства", - писали о ней. В течение многих лет Фея Балабина была солисткой Мариин.ского театра, одновременно преподавая искусство танца. Дом, в котором родилась и жила Балабина, сейчас почти разрушен. По окончании реконструкции посвящённую ей мемориальную доску обещают вернуть на место.
Остались юными
"Во дворе этого дома 24 июля 1942 года были зверски расстреляны фашистами юные патриоты - пионеры школы N 35 Коля Кизим, Игорь Нейгоф, Витя Проценко, Коля Сидоренко, Ваня Зятин. За укрытие раненых советских воинов", - гласит табличка на стене старого здания по улице Ульяновской, 27. За скупыми словами - история о предательстве взрослых и самопожертвовании детей.
Летом 1942-го советские войска оставляли Ростов. Отступать приходилось под непрерывным огнём немецкой артиллерии. Многие красноармейцы не успели добраться до переправы - их накрыло осколками. Подобрав на улице тяжелораненых бойцов, пятеро друзей -мальчишек с улицы Ульянов.ской тайно спрятали их от фашистов на чердаке своего дома.
Однако среди местных жителей нашёлся предатель, донёсший об этом в комендатуру. Утром 24 июля во двор дома ворвались гестаповцы. Раненых красноармейцев расстреляли. Затем фашисты согнали окрестных жильцов и потребовали назваться тех, кто прятал бойцов. Иначе, как пообещал офицер-гестаповец, казнены будут все. Понимая, что гибель грозит десяткам людей, мальчишки сделали шаг вперёд...
Крёстный папа русской "Алисы"
Из текста мемориальной доски на стене дома по улице Пушкинской любой прохожий может узнать, что когда-то здесь жил Александр Оленич-Гнененко - руководитель писательской организации Ростова и член правления Союза писателей РСФСР.
Прошло много лет, но и сейчас каждый ребёнок и взрослый отлично знают "Алису в стране чудес". И познакомил советских читателей с ней именно Оленич-Гнененко - блестящий переводчик и лингвист.
Позже кэрролловское произведение переводили ещё не раз, однако именно текст нашего земляка считается наиболее близким к оригиналу.
Ростовский Шарапов
В феврале 1944 года трое разведчиков Северного флота под командованием ростовчанина Владимира Лянде были тайно заброшены в Северную Норвегию. Им предстояло оборудовать тайную "лёжку" близ немецкой военно-морской базы и вести наблюдение за фашистскими кораблями, наводя на них советскую авиацию.
При посадке грузовые парашюты со всеми запасами ветром унесло на скалы. Разведчикам пришлось жить в вырытой в снегу яме, питаясь замёрзшими ягодами. Охрана базы несколько раз пеленговала их передатчик, устраивая облавы, однако Лянде и двум его товарищам удавалось уйти от погони. На полуострове Варангер разведгруппа продержалась восемь с половиной месяцев. За это время по её наводке было потоплено более пятидесяти транспортов и боевых кораблей.
После войны Владимир Лянде вернулся в Ростов и пришёл на работу в уголовный розыск. Разведчик, о котором в диверсионных кругах ходили легенды, вскоре стал таким же легендарным сыщиком. Однажды Лянде под видом жуликоватого шофёра смог втереться в доверие к банде грабителей и привезти всю шайку прямо к дверям горотдела милиции. Позже этот сюжет будет использован в фильме "Место встречи изменить нельзя".
Жизнь ростовского Шарапова оборвалась трагично:
1 января 1949 года, получив информацию, что в одном из домов на Берберовке скрывается главарь шайки налётчиков по кличке Джонни, Лянде принял решение задержать опасного преступника. Успев тяжело ранить открывшего огонь бандита, Лянде не смог увернуться от ответной пули.
"Говорит Москва!"
На Дальний Восток, в Сибирь и даже на Северный полюс голос столицы доносился благодаря изобретениям ростовчанина Александра Минца. Под его руководством под Москвой была построена самая мощная в мире радиостанция, вещавшая на весь мир. Также среди работ Минца - разработка первой советской ламповой радиотелеграфной станции, аппаратуры для глушения радиосигналов, системы противовоздушной обороны Москвы и другой спецтехники военного назначения. Венцом изобретения Минца стало создание синхрофазотрона в Дубне. Его вклад в советскую науку оказался столь великим, что после смерти в память о нём выпустили специальную почтовую марку.
"Ночная ведьма"
В любимом многими поколениями фильме "В бой идут одни старики" есть героини - отважные девушки-лётчицы из ночного бомбардировочного полка.
У киношных персонажей существуют реальные прототипы: одна из них - ветеран и почётный гражданин Ростова Евдокия Никулина.
В годы войны Евдокия Андреевна командовала эскадрильей "ночных ведьм" - так прозвали немцы советских лётчиц, вылетавших в сумерки на своих бесшумных "По-2" бомбить с малой высоты фашистские позиции. Гвардии майор Никулина лично совершила 600 боевых вылетов, за что была удостоена звания Героя Советского Союза. После Победы она поселилась в Ростове. В дом героини проник грабитель и жестоко избил пожилую лётчицу, унеся её боевые награды. Побоев и унижения Никулина перенести не смогла...