Подъезд дома как после бомбёжки - облезлый, стёкла побиты. Куда уходят деньги, которые управляющая компания берёт за так называемое техобслуживание, непонятно. Читала в "АиФ на Дону": якобы где-то люди объединились и через суд возвращают себе суммы, которые коммунальщики взимают за ничегонеделание, за "воздух". Есть ли ещё то объединение и как обратиться туда за помощью?
В. Техтаренко, Ростов
Общественное объединение по защите прав потребителей "Вера" живо. Поразительно, но факт: за плечами у объединения, образованного несколько лет назад в небольшом шахтёрском Гуково, сегодня более 130 судебных побед.
Основали "Веру" несколько пенсионеров, в прошлом преподававших в горно-строительном техникуме.
И большинство выигрываемых тяжб по сей день связано с грубыми нарушениями в сфере ЖКХ - взиманием денег за услуги, которые не оказывались, с завышением расценок за счёт махинаций и т.д.
По полторы - две тысячи рублей за "воздух"...
Причём никто из объединившихся в "Веру" пенсионеров не обладал юридическим образованием. Валентина Назарова, она же председатель "Веры", учила в техникуме геодезии и экономике, Юлия Саламатова - математике, Виталий Гулик был физруком.
- Почему мы ввязались в теперешнюю борьбу? Да от злости, - машет рукой Назарова. - Надоело, что нас обдирают.
Пенсионеры, как на работу, ходили в местную библиотеку, корпели над Жилищным, Гражданским и прочими кодексами, потихоньку осваивали законы и постановления, предписывающие, как должны предоставляться услуги ЖКХ. Из своих пенсий подписались на несколько правовых журналов. То, что, не имея специального образования, разобраться в нюансах ЖКХ можно, подтвердило время. В первый же год "Вера" выиграла 9 судебных тяжб. В частности, гуковчане разобрались, какие виды работ подразумевает та или иная строчка в квитанции. Ведя дневники, фиксировали, к примеру, что вентиляционный канал на самом деле почищен не был, что площадь лестничных клеток и маршей в доме - не 123 кв. метра, а... 83, а за уборку каждого несуществующего метра взималась плата... В итоге, доказав недопоставку услуг, Назарова вернула себе (с неустойкой и компенсацией морального вреда) 2447 рублей, Саламатова - 1862 руб. И понеслось.
В последнее время "боевое ядро" общественной организации увеличилось. Дело в том, что "Вера" ещё и взялась обучать всех желающих в Школе уполномоченных по дому основам законодательства в сфере ЖКХ, тому, как разобраться в расценках на ЖКУ. Занятия бесплатны - идут раз в неделю, в течение трёх месяцев.
- Это тоже мои ученицы, - не без гордости представила "АиФ на Дону" четырёх гуковчанок, сидящих за столом в небольшой комнатке, Назарова.
Разговор зашёл о последних судебных победах "Веры". Жители нескольких гуковских многоэтажек в качестве способа управления домом выбрали "непосредственный": собственники сами заключали договора с ресурсоснабжающими организациями - Водоканалом, Горгазом и др. Подписали люди договора и с управляющей компанией, но не для управления домом (они это делали сами), а сугубо для выполнения ею работ по содержанию и ремонту - починке текущей канализационной трубы, уборке в подъездах и пр. Однако, затребовав у нескольких управляющих организаций калькуляцию тарифа, в "Вере" с изумлением обнаружили: те, не управляя домом, сдирали с людей деньги за управление.
- Когда началось возмущение, жителям "бросили кость" - вернули часть денег, - говорят в "Вере".
- Но всё равно с квартир за два года незаконно взяли по полторы - две тысячи рублей, - возмущена уполномоченная по дому N 45 на ул. К. Маркса Светлана Денисяка.
В итоге восемь гуковчан через суд уже заставили коммунальщиков вернуть переплаченное, а заодно и заплатить неу.стойку, компенсировать моральный вред. Люди получили по 3 - 5 тыс. рублей! Ещё два аналогичных дела сейчас в суде.
- Хотя только в моём доме исков должно быть 56 - по числу квартир, - сетует Зоя Сухова. - Но большинство людей пассивны. А коммунальщики добровольно делать перерасчёт не желают.
Как недоплата стала переплатой
...В последний же месяц в "Вере" пытаются разобраться в странной ситуации по оплате отопления.
- В конце мая к нам массово пошли жалобы. Дело в том, что жителям нескольких многоэтажек из Теплосетей прислали квитанции о перерасчёте: требуют, чтобы каждая семья до.платила за прошедший отопительный сезон по 4-5, а то и по 10 тысяч, - объясняет Назарова. - Мы стали разбираться. Так, вокруг одного дома - по Некрасова, 75, вышел анекдот. Я за.просила в БТИ справку о площади всех помещений в доме. Оказалось, она на 200 с лишним метров больше, чем в документах у Теплосетей. А это прямая выгода теплосетям! Если гигакалории, что намотал общедомовый счётчик, разделить на меньшую площадь, то платить за каждый квадратный метр людям придётся больше. Потом стали объяснять в теплосетях: мол, мы по ошибке выкинули из общей площади площадь магазинов. Но почему вы тогда накрученные магазинами гигакалории из общей суммы не выкинули?! Одним словом, в итоге жителям этого дома прислали квитанции, что это Теплосети должны им вернуть по 2 - 3 тысячи рублей.
В отношении остальных странностей "Вера" сейчас готовит доклад на очередную комиссию Гордумы.
- Нас удивляет, например, почему тариф на "техобслуживание общедомового теплового счётчика" составлен исходя из того, что счётчик осматривают 36 раз в год, - эмоционально говорит Назарова. - Ведь в договорах с людьми указано, что его надо проверять раз в две недели - 26 раз в год. А на деле, так как отопительный сезон у нас полгода, его осматривают 13 раз! По грубым прикидкам, услуга должна стоить на 36% меньше.
...Мы будем следить за событиями. Обратиться же за помощью в "Веру" можно по телефону (863-61) 5-28-18 по вторникам и пятницам. "Мы мечтаем провести Интернет, - говорят там, - у нас есть старенький компьютер, который горадминистрация списала и отдала нам. Но на Интернет денег нет".