46 ростовских ресторанов и кафе были за последнее время временно закрыты за нарушение санитарных норм. Проведённые в них проверки показали, что даже в дорогих заведениях посетители рискуют не только отведать блюда из просроченных продуктов, но и подхватить опасную инфекцию.
Решение о приостановлении деятельности закусочной "Водолей" арбитражный суд вынес в начале года. Заведение, расположенное в центре Ростова, признали создающим опасность причинения вреда здоровью.
Впрочем, санитарным медикам "Водолей" хорошо известен был и прежде. В течение прошлого года представители Роспотребнадзора не раз наведывались сюда с проверками по жалобам горожан. Каждый раз выписывались крупные штрафы. Однако список нарушений по-прежнему оставался длинным.
- В закусочной отсутствовали документы, подтверждающие качество и безопасность пищевых продуктов, помещение закусочной находилось в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии, нарушались правила хранения продуктов, - пояснили в областном Управлении Роспотребнадзора.
Опасные "мелочи"
"Водолей" стал сорок шестым в перечне ресторанов и кафе, которым за последнее время пришлось временно закрывать свои двери для посетителей. В чёрный список попали кафе "Аякс", "Лагуна", "Мартель-Алко": повсюду, как выяснилось, не соблюдалось санитарное законодательство. Нарушения как правило стандартные: совмещение бытовой и производственной канализации, отсутствие у работников медицинских книжек, совмещение санузла для посетителей и клиентов, общие моечные ванны для продуктов. Придирки?
- Несведущему человеку это действительно может показаться придирками, - пояснили в Роспотребсоюзе. - Подумаешь, на одном столе разделывают мясо, рыбу и фрукты. Но на самом деле это прямая опасность кишечных заболеваний! Когда речь идёт о питании людей, санитарные правила должны соблюдаться до последней запятой.
Однако соблюдают нормы СанПиНа далеко не все. Причём речь идёт не только о небольших заведениях, но и о дорогих местах отдыха. Так, в список нарушителей попала компания, владеющая сетью популярных в Ростове ресторанов. В одном из них нашлось 116 килограммов мяса с истекшим сроком годности.
Впрочем, даже это можно посчитать мелочами по сравнению с тем, что обнаружили меди.ки, придя в прошлом году в кафе "Визит и Ко". Мало того, что в помещении, где готовили еду, стаями летали мухи и царила грязь, - за несколько дней до проверки повариху кафе неожиданно увезли в больницу с подозрением на брюшной тиф. В результате исследований в кафе обнаружили кишечную палочку.
Нарушать можно безнаказанно?
В Роспотребнадзоре подтверждают: проверки ресторанов и кафе будут продолжаться. Однако теперь полномочия у его сотрудников сильно урезаны. В соответствии с новыми правилами плановые проверки на предприятиях малого бизнеса могут проводиться лишь определённое количество раз. По каждому экстренному случаю необходимо обращаться в прокуратуру, спрашивая её разрешение. Или же ждать, пока на заведение общественного питания пожалуется отравившийся клиент.
Однако и в этом случае нет гарантий, что нарушители понесут соответствующее наказание. Решение о временном приостановлении деятельности предприятия на срок более пяти дней принимает суд. Тем не менее Фемида не так часто идёт на это, как хотелось бы санитарным медикам. А регулярные штрафы, как показал случай с "Водолеем", хозяев кафе совсем не пугают.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
Съедобные улики
- Закон "О защите прав потребителей" предполагает прямую ответственность предприятий общественного питания, - говорит адвокат Валерий Гуревич.
- Если вы обнаружили в еде посторонний предмет, - продолжает он, - следует немедленно вызвать сотрудника ресторана или кафе, желательно занимающего руководящую должность, и поставить его в известность об этом. Самое главное - соберите доказательства. Достаточно будет показаний свидетелей, хотя будет лучше, если вы снимете найденный в еде предмет на камеру мобильного телефона - сейчас это нетрудно сделать. Таким образом, если администрация кафе уничтожит испорченное блюдо, у вас останутся улики.
Рестораторы не хотят признавать свою вину? Требуйте жалобную книгу! Одновременно жалобу заказным письмом с уведомлением следует отправить на имя директора ресторана. А ещё одно - в орган Роспотребнадзора. Если это не поможет, прямая дорога в суд. Там вы можете требовать от ресторана компенсации морального вреда. А если, к примеру, в котлете оказалась гайка и вы сломали о неё зуб, то и покрытия материального ущерба. Сложнее обстоит дело, если вам подали некачественное блюдо, что привело к ухудшению здоровья. Ведь придётся доказывать, что именно из-за этого у вас, к примеру, расстроился желудок. Необходимо обращаться в Роспотребнадзор и просить произвести проверку. Если его сотрудники обнаружат на кухне некачественные продукты, это может стать поводом для подачи иска в суд. В противном случае шансы на выигрыш дела, к сожалению, невелики.
"АИФ"-СПРАВКА
Добро пожаловаться
В Ростовской области работает "горячая линия" по вопросам защиты прав потребителей. Её телефон - 8 (863) 300-6-003. Здесь вам подскажут о работе общественных приёмных, созданных в рамках областной целевой программы. В настоящее время приёмные действуют в Азове, Белой Калитве, Волгодонске, Гуково, Каменске, Шахтах, а также в Целинском и Зимовниковском районах. В общественных приёмных потребители могут получить бесплатную консультативную помощь по во.просам защиты своих прав как лично при встрече, ответом на письмо по почте, в электронном виде, так и по телефону "горячей линии".
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Если музыка, песни, вино...
Не одну ночь жители домов, расположенных на улице Красноармейской, вынуждены были не спать, разбуженные громкой музыкой, доносившейся из расположенного рядом бара.
В конце концов терпение у людей лопнуло - они обратились с жалобой в Роспотребнадзор.
- С использованием специального оборудования были проведены необходимые замеры. Выяснилось, что уровни звука не соответствуют допустимым нормам, - сообщили в Управлении Роспотребнадзора. - Причём превышала нормы не только музыка, но и работа вентиляционного оборудования.
В результате работа бара была приостановлена сроком на тридцать суток.