Примерное время чтения: 4 минуты
78

Патриарх Кирилл: "И будут казаки опорой Государства Российского"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43 21/10/2009

Одним из главных событий уходящего года стал визит на Дон Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, состоявшийся на прошлой неделе.

Приезд Патриарха оказался особенно значимым, будучи приурочен к празднику Покрова пресвятой Богородицы, который особенно почитают на Дону. Отслужив божественную литургию в Войсковом Вознесенском соборе в Новочеркасске, Святейший обратился к собравшимся на площади перед храмом верующим с проникновенной проповедью:

- С праздником Покрова связана история донской земли. В 1641 году донские казаки держали в Азове оборону от многотысячного турецкого войска. Мужественно защищали они Отечество и молились. И в ответ на их молитвы было явлено чудесное видение Божьей матери, и простёрла она Покров свой над ними, и отступили турки без боя... Чудо - это когда свою силу соединяет Бог с силой и верой человека. Тогда соединяются силы и происходят великие деяния...

Слова Святейшего Патриарха о чуде невероятным образом совпали с явлением, которое отметили все слушавшие его. С самого утра Новочеркасск давило хмурое небо, но с началом обращения Патриарха тучи вдруг расступились и площадь перед храмом озарило солнце.

Отслужив литургию в храме, Предстоятель церкви принял участие в заседании Совета по делам казачества при Президенте. Речь, которую произнёс Патриарх, носила конкретную и актуальную направленность.

- До революции казаки много потрудились во имя веры, царя и Отечества, - начал он. - Затем семь десятилетий казачество практически искоренялось, но в конце прошлого века казачьи традиции пережили своё второе рождение. Конечно, процесс возрождения казачества проходит не без издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством. Есть проблемы и в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями. Есть проблемы внутри самих казачьих формирований и между ними.

Как следовало далее из слов Патриарха, именно государство должно регламентировать деятельность казаков. Для начала навести порядок в форме, орденах и званиях станичников.

- Это выведет казаков из-под критики тех, кто называет их ряжеными, - заметил Святейший. - Порядок в форме - это порядок в умах. Очевидно, что не все казачьи организации смогут встать на государственную службу, останется определённое количество общественных казачьих организаций.

Это замечание стало ключевым. Сегодня в казачьей среде существует целый ряд организаций: есть реестровые казаки, несущие госслужбу, как Всевеликое Войско Донское, и есть войска, действующие в форме общественных организаций. По.следние отличаются непокорностью и не хотят признавать утверждённых Президентом атаманов. Однако за "общественниками" также идёт немало людей. Запретить их деятельность официально нельзя: в казачьей среде начнётся свара, как это было в 90-е годы. Решение проблемы обозначил Патриарх.

- Могут появиться люди, которые захотят продолжить ссоры и конфликты, - констатировал он. - В этом случае мы будем применять к ним канонические санкции прещения.

Такими санкциями, как позже объяснили в епархии, могут быть временное отлучение от причастия, покаяние и крайняя мера - предание анафеме.

Заявив, что берёт казаков под своё особое духовное водительство и благословив на прощанье совет, Святейший отбыл в Москву. Заседание продолжилось обсуждением законов, регламентирующих деятельность казаков перед предстоящей перерегистрацией. Заместитель министра юстиции дал понять, что только те, кто хочет прежде всего служить государству, могут быть внесены в реестр. Роль же бунтарей-"общественников", которые лишатся формы и самодеятельных наград, похоже, сведётся до уровня фольклорных ансамблей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно