Одним из главных событий уходящего года стал визит на Дон Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, состоявшийся на прошлой неделе.
Приезд Патриарха оказался особенно значимым, будучи приурочен к празднику Покрова пресвятой Богородицы, который особенно почитают на Дону. Отслужив божественную литургию в Войсковом Вознесенском соборе в Новочеркасске, Святейший обратился к собравшимся на площади перед храмом верующим с проникновенной проповедью:
- С праздником Покрова связана история донской земли. В 1641 году донские казаки держали в Азове оборону от многотысячного турецкого войска. Мужественно защищали они Отечество и молились. И в ответ на их молитвы было явлено чудесное видение Божьей матери, и простёрла она Покров свой над ними, и отступили турки без боя... Чудо - это когда свою силу соединяет Бог с силой и верой человека. Тогда соединяются силы и происходят великие деяния...
Слова Святейшего Патриарха о чуде невероятным образом совпали с явлением, которое отметили все слушавшие его. С самого утра Новочеркасск давило хмурое небо, но с началом обращения Патриарха тучи вдруг расступились и площадь перед храмом озарило солнце.
Отслужив литургию в храме, Предстоятель церкви принял участие в заседании Совета по делам казачества при Президенте. Речь, которую произнёс Патриарх, носила конкретную и актуальную направленность.
- До революции казаки много потрудились во имя веры, царя и Отечества, - начал он. - Затем семь десятилетий казачество практически искоренялось, но в конце прошлого века казачьи традиции пережили своё второе рождение. Конечно, процесс возрождения казачества проходит не без издержек. Есть проблемы на стыке отношений между казаками и государством. Есть проблемы и в отношениях между Русской Православной Церковью и некоторыми казачьими организациями. Есть проблемы внутри самих казачьих формирований и между ними.
Как следовало далее из слов Патриарха, именно государство должно регламентировать деятельность казаков. Для начала навести порядок в форме, орденах и званиях станичников.
- Это выведет казаков из-под критики тех, кто называет их ряжеными, - заметил Святейший. - Порядок в форме - это порядок в умах. Очевидно, что не все казачьи организации смогут встать на государственную службу, останется определённое количество общественных казачьих организаций.
Это замечание стало ключевым. Сегодня в казачьей среде существует целый ряд организаций: есть реестровые казаки, несущие госслужбу, как Всевеликое Войско Донское, и есть войска, действующие в форме общественных организаций. По.следние отличаются непокорностью и не хотят признавать утверждённых Президентом атаманов. Однако за "общественниками" также идёт немало людей. Запретить их деятельность официально нельзя: в казачьей среде начнётся свара, как это было в 90-е годы. Решение проблемы обозначил Патриарх.
- Могут появиться люди, которые захотят продолжить ссоры и конфликты, - констатировал он. - В этом случае мы будем применять к ним канонические санкции прещения.
Такими санкциями, как позже объяснили в епархии, могут быть временное отлучение от причастия, покаяние и крайняя мера - предание анафеме.
Заявив, что берёт казаков под своё особое духовное водительство и благословив на прощанье совет, Святейший отбыл в Москву. Заседание продолжилось обсуждением законов, регламентирующих деятельность казаков перед предстоящей перерегистрацией. Заместитель министра юстиции дал понять, что только те, кто хочет прежде всего служить государству, могут быть внесены в реестр. Роль же бунтарей-"общественников", которые лишатся формы и самодеятельных наград, похоже, сведётся до уровня фольклорных ансамблей.
Донские казаки потребовали признать себя народом (20.11.2012)
Донской атаман Николай Козицын назвал Владимира Путина своим императором
Сколько икон нужно?
Скандальная история главного донского собора