Патриотизма у этих ребят было побольше, чем у их критиков
Уже несколько раз видела вечером на Садовой молодых людей, одетых по моде пятидесятых: брюки-дудочки, объёмные пиджаки. Ну вылитые стиляги! Откуда они взялись?
Валентина В А Р В И Н А, Ростов-на-Дону
На комсомольских собраниях их клеймили позором, объявляли им войну, но так и не заставили покориться.
С тех пор прошло много лет, но первых бунтарей моды не забыли. Совсем недавно о них сняли мюзикл "Стиляги". А после него началось увлечение современных молодых людей модой пятидесятых.
"Мы были не такие, как все"
Бережно листая старый альбом, Юрий Семёнович СТРУЦЕНКО показывает одну из пожелтевших фотографий: "А тут мне двадцать..." Со снимка улыбается красивый парень в пиджаке необычного фасона. Это теперь, пятьдесят два года спустя, его величают по имени-отчеству, а в то время он был известен на весь Ростов как Юра-Штатник. Прозвали так, потому что ни в чём не уступал модникам из Соединённых Штатов. Он был главным стилягой Ростова.
"В СССР так наряжаться было не принято, но мы были не такие, как все. В своей яркой одежде выделялись из серой толпы", - вспоминает Юрий Семёнович. Парни носили узкие брюки, галстуки всех цветов радуги, крапчатые пиджаки, шузы - ботинки на высокой платформе, а девушки - пышные платья с лакированными поясками и туфельки на шпильках. Стильные ребята. Потому к ним и приклеилось прозвище "стиляги". Сначала они появились в столице, а потом уже в других городах, и Юра был одним из первых, кто примкнул к этому движению в Ростове. Модных вещей у парня было много. Кое-что из них, конечно, добывал на толчках, в комиссионках и у спекулянтов, но чаще шил сам.
Штатник мог бы стать известным кутюрье, но были не те времена. С машинкой Юра умел обращаться ещё с детства и в швейном деле успел стать настоящим виртуозом, даже кроить с лёгкостью получалось на глаз. К тому же он обладал тонким вкусом. Конечно, иногда копировал костюмы из западных журналов, но чаще придумывал сам. Талантливый портной мастерил одежду не только для себя. Обшивал многих ростовских стиляг. "Моим коньком были платья, - признаётся Юрий Семёнович. - Помню, кроил шифоновое летящее с бархатными розами, а ещё с пышной юбкой из тафты и вечернее парчовое с воланами... Да каких только не делал!" А по вечерам стиляги прогуливались в этих нарядах по главной улице - Энгельса, которую называли Бродвеем, сокращённо "бродом", где только и разговоров было, что о музыке:
- Какой джаз-бэнд я вчера слушал! Негры играли.
- А мы рок-н-ролл!
- А я последнюю песню Элвиса по "Голосу" поймал.
Элвис Пресли был главным кумиром. С большим трудом Юра раздобыл в Ленинграде его пластинку "Blue moon", которую они крутили каждый день. "Эх, как мы под неё танцевали! - оживляется Юрий Семёнович. - Стены дрожали!" А по приёмнику ловили "Голос Америки", чтобы послушать обожаемого Армстронга.
"Хотелось свободы"
"Отвратительно их крикливое оперение! С извращёнными вкусами Юрия Струценко и ему подобных надо серьёзно бороться. Наши комсомольские организации против стиля..." Это отрывок из фельетона "Попугаи", опубликованного в "Комсомолке" после того, как Юра появился в институте в мокасинах, джинсах, привезённых другом из Америки, и в импортных огромных очках. "Чем провинились?! - горячится Юрий Семёнович. - Просто хотелось свободы и выглядеть красиво. Патриотизма у стиляг было побольше, чем у их критиков. И босотвы среди нас не было. Из ребят вышли хорошие инженеры, переводчики, преподаватели..." А сам Юра-Штатник мечтал о факультете прикладного искусства в институте Строганова, но мать настояла на медицинском.
Он оказался не только талантливым портным, но и доктором от Бога. Пациентов действительно любил и жалел. Особенно одиноких стариков. Сколько раз покупал им лекарства за свои деньги. Но этот доктор так и не позабыл про швейную машинку, успевая принимать заказы даже из столицы. Клиенты ломились к Юре, и среди них были звёзды советского театра, кино, многие из которых стали приятелями на долгие годы: Клара ЛУЧКО, Лариса ГОЛУБКИНА, Андрей МИРОНОВ... Принимал у себя и Станислава РОСТОЦКОГО, и Александра ГАЛИЧА, и группу "Самоцветы"... И говорили в этом гостеприимном доме вовсе не только о моде. У начитанных, творческих людей была масса других интересных тем. "А недавно Сашка Масляков звонил. Поговорили так хорошо, молодость бурную вспомнили", - вздыхает Юрий Семёнович. Но хотя минуло уже много лет с тех пор, как он спрятал на дальнюю полку наряды, на современную моду внимание обращает. Правда, пока она его только огорчает: "Не вижу красоты в выбритых "хаерах" на головах, в чересчур оголённых телах и татуировках. Хочется, чтобы нынешняя мода стала более элегантной". И, наверно, есть все шансы, что мечта Юрия Семёновича сбудется, ведь стиляги возвращаются!
Анна Ивченкова
КОММЕНТАРИЙ
Евгений ЧУЕВ, Dj Юджин, арт-директор двух известных ростовских клубов:
- Мы регулярно проводим ретро-вечеринки и не собираемся останавливаться на достигнутом. Каждая из них - это путешествие в прошлое. Нужную атмосферу создаёт не только старая музыка, но и внешний антураж: повсюду виниловые пластинки, плакаты СССР с лозунгами. Но самое главное - это, конечно, костюмы наших посетителей. Есть негласное правило: на подобные пати все приходят в вещах а ля пятидесятые. А после фильма "Стиляги", у которого появились сотни фанатов, снова возвращается мода 50-х. Экранным героям начали подражать. Молодёжь с огромным удовольствием роется на антресолях, разыскивая раритетные бабушкины вещи и сооружая из них эффектные стилизованные наряды. Просто полёт фантазии.
Я получаю огромное удовольствие, когда сам стою за пультом на таких вечеринках. Это колоссальный обмен энергией с танцполом. Иногда ставишь, казалось бы, всеми забытую мелодию, и вдруг толпа начинает подпевать! Музыка тех лет не забыта. Я сам когда-то записывал эти песни на бобины с радио- и телеэфиров и часами копался в фонотеке своего отца, выбирая наиболее понравившиеся композиции. Конечно, люблю современный стиль, но ретро всё-таки более живой, в нём есть свой особый драйв. Думаю, мода на него только набирает свои обороты.