Владимир Абрамович Этуш не любит общаться с журналистами, но, узнав, что речь пойдёт об освобождении Ростова, согласился и пригласил нас к себе домой.
- Знаете, иногда ведь и сегодня война снится, - начал артист. - Сколько времени прошло, а она всё снится... Особенно южные города - Ростов, Азов и дальше: Ставрополь, Грозный. Наверное, потому, что там я пережил самые страшные дни. Никакой спектакль не способен передать весь ужас войны.
Владимир Этуш ушёл на фронт добровольцем. Произошло это неожиданно. Будучи студентом Щукинского училища, он играл в спектакле "Фельдмаршал Кутузов" и в один из летних дней 1941 года насчитал в зале 13 человек. - Я подумал: что же я делаю? Сейчас не время играть... И ушёл на фронт добровольцем, хотя мне, как студенту, полагалась бронь. Конечно, я ещё не догадывался, какие испытания ждут впереди. Мы голодали, тащили на себе раненых, ночами без сна выслеживали врага. Кстати, под Ростовом я понял, что ресурсы человеческого организма беспредельны. Например, когда мы брали Азов, обоз с едой где-то пропал в дороге, а у нас в рюкзаках оставалась только пшённая крупа. Ею мы питались целый месяц, и ничего другого не было. До сих пор пшёнку ненавижу. - Долго вы пробыли в городе? - Нет, совсем недолго. Наша армия должна была преследовать фашистов. Помню, когда мы вышли за город, то нас обстреляли из крупнокалиберного пулемёта. И осколок попал майору в руку. Потом её ампутировали. И его наградили орденом. Страшное дело, подумал я, он руку потерял, а взамен получил орден. Вот такие юношеские мысли были. Ну что вы хотите - мне ведь всего 20 лет было. И рядом гибли люди значительно старше. - Немудрено было погибнуть и самому... - Да, после Ростова со мной жуткий случай приключился. Мы всё время недосыпали. И когда армия уже двинулась дальше на Кавказ, недосыпали и там. Помню, идём как-то ночью по узкому карнизу скалы... Дождь. На мне плащ-палатка, которая от воды и мороза окончательно задубела. Стараюсь не заснуть, внимательно смотрю на маячащую впереди спину. И всё равно отключился. Не помню, что заставило меня проснуться. Я открыл глаза и с ужасом увидел, что стою прямо перед глубокой пропастью, а колонна где-то свернула в пути, и я, закрыв глаза, шёл не в том направлении. Не проснись в ту секунду, упал бы в пропасть...
Светлана ЛОМАКИНА
Мгновения истории
Ростовский фотограф Михаил Малышев давно зарекомендовал себя как талантливый портретист. - Иногда в неожиданно пойманном кадре герой раскрывается целиком. И вместо привычной маски перед нами живой человек. Именно такой получилась фотография Владимира Этуша. Несколько лет назад этот известный актёр приезжал в Ростов. Своеобразной частью культурной программы стал "поход" на Центральный рынок. Можно было предположить, что на рынке товарищу Саахову будут наперебой совать донских лещей и просить увезти с собой банки с вареньем. Но вопреки ожиданиям реакция торговцев и покупателей на столичную звезду была сдержанной. - Мы к звёздам привыкшие, - говорили они. Но Владимир Этуш на английский приём не обиделся: много шутил, запросто разговаривал с прохожими и раздавал автографы. А когда его попросили попозировать, вдруг высунул язык: вот, мол, вам! - Это было очень неожиданно и длилось буквально секунду, но кадр я поймать успел. Кстати, эта выходка так удивила торговку бахчевыми, что она тут же подарила Этушу две дыни, - вспоминает Малышев.