Примерное время чтения: 7 минут
121

Зачем нам нужны ирландские свиньи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2008

На Дону развивается растениеводство, неплохо чувствуют себя птицеводы. Однако учёные-аграрии, занимающиеся вопросами разведения коров, свиней, овец (как и крестьяне, выращивающие этих животных) готовы кричать "караул!"

Сейчас поголовье молочного крупного рогатого скота по сравнению с доперестроечными годами сократилось в области в 4,4 раза. Коров замечательной мясной породы - калмыцкой (всё её поголовье у СССР когда-то мечтала выкупить Франция) в 4 восточных районах области прежде насчитывалось 180 тысяч голов. Ныне - 7 тысяч. Катастрофически, в 10 раз, уменьшилось поголовье овец в сельхозпредприятиях. Надежды селян на то, чтобы заработать на свиньях посредством выдаваемых кредитов, во многих случаях не оправдались... Масса проблем у дон.ского семеноводства: наши, донские, сорта и гибриды во.всю вытесняются продукцией голландских, французских фирм. Подорвано виноградарство, не всё благополучно в садоводстве. Как не только возродить сельское хозяйство, но и поднять его на нужную высоту? Как спасать хиреющую аграрную науку? Возможно ли области и России в целом слезть с продуктовой "иглы", на которую мы сели, ввозя из-за границы мясо, творог, виноград, помидоры и др? Своими мнениями на этот счёт с "АиФ на Дону" поделились учёные Донского государственного аграрного университета, расположенного в пос. Персиановский Октябрьского (сельского) района.. - Уже очевиден и другой факт - вымирание села, - начал разговор проректор ДонГАУ по научной работе, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Юрий Колосов. - Сельская молодёжь хлынула в города. Доходит до абсурда. В одном из крупных хозяйств Заветинского района самому молодому работнику... 37 лет. Да и то это человек (щёлкает пальцем по подбородку) конченый, можно сказать, алкоголик. Если положение дел в сельском хозяйстве не изменится, работать на селе скоро будет некому.

Весь барыш - перекупщику...

- Сегодня больше половины молочных продуктов, потребляемых в стране, ввозится из-за рубежа. 40% съеда.емого нами мяса тоже ино.странное. Эксперты преду.преждают: если положение не изменится, наше сельское хозяйство "загнётся" и мы попадём в полную зависимость от заграницы. Как переломить эту ситуацию? Доктор с.-х. наук, профессор Геннадий Максимов: - В действительности рецепты известны. Простой пример: взял фермер кредит в рамках нацпроекта на разведение свиней. Построил простенький свинарник, завёз поголовье, корма. Вырастил, поехал узнавать, куда ж, кому мясо сдать, а ему говорят: "Да не... Мы у тебя его возьмём по 60 рублей за килограмм". А то, что оно ему обошлось в те же 60, а то и в 70, так это никого не волнует... По западным стандартам, прописанным ЗАКОНОДАТЕЛЬНО, 65% от стоимости конечного продукта должно приходиться на долю производителя. А оставшиеся 35% делят между собой перекупщик, переработчик и продавец. У нас же производителю остаётся 10% от этой самой цены. Неудивительно, что такое свиноводство нерентабельно, заниматься им люди не хотят... Доктор с.-х. наук, профессор Иван Капелист: - Добавьте, что в том же Евросоюзе уровень субсидирования аграрного сектора в 65 раз выше, чем у нас! Зато селяне обеспечены работой и есть гарантия, что на прилавки идёт качественная продукция. Доктор с.-х наук, профессор Василий Приступа: - У меня сын несколько лет назад поехал подработать в США, доил коров на ферме. Так он на своём опыте убедился ещё в одном поддерживающем селян государственном механизме. Дизтопливо, бензин, требующиеся фермерам для работы (количество просчитывается по специальной схеме), продаются им по специальной, заниженной цене.

Импортные коровы сдохли

- Селяне жалуются: скотина вырождается. Сейчас хозяйство может взять кредит для покупки племенного поголовья. И тех же коров на Дон везут уже чуть ли не из Японии. Но пошёл слух, что многие из них, попав в наши усло.вия, элементарно дохнут. Василий Приступа: - Насчёт японских не уверен, но 300 коров из Австралии на Дон недавно привезли. Вообще же порядка 60% взрослого завезённого к нам в последние годы скота - голштинской, швицкой, чёрно-пёстрой дат.ской, красной дат.ской и других пород действительно сдохло. - ??? - Факторов много: несоответствие иностранных прививок нашей микрофлоре. То, что нам отдавали далеко не лучший скот. Но главная причина, о которой мы говорим давно: коровам высокоинтенсивных пород с потенциалом давать 30 - 40 литров молока в сутки (8 тысяч кг в год) нужно специальное кормление! С молоком из организма животного выводится огромное количество питательных веществ, значит, их надо восполнять. Однако кормовой базой у нас в области никто не занимается! Никак не поощряется посев той же кукурузы, люцерны, приобретение соответствующей сельхозтехники. В результате в восточных районах кукурузу вообще перестали сеять. Килограмм семян люцерны в прошлом году стоил 80 рублей. А сейчас за него требуют уже 200 рублей! Вдобавок в области не осталось ни одной лаборатории, где бы можно было проанализировать состав кормов. При том, что раньше только в нашем университете их было две! Но прекратилось финансирование, специалисты ушли кто на пенсию, кто, извините, на тот свет, оборудование .устарело... В результате доходит до анекдота. В Матвеево-Курганском районе 3 хозяйства купили в Германии коров. И так как без нормальных кормов те дают не по 30, а по 12 литров молока (а могут и вовсе сдохнуть), хозяйства вынуждены были вскладчину... взять на работу немецкого зоотехника. Вот как вы думаете, какая у него зарплата? (Усмехается). 150 тысяч рублей в месяц! Так вот, этот немец ездит в Германию, покупает там корма. Обогащает их витаминно-минеральными смесями, какими, никому не говорит: коммерче.ская тайна. И везёт обратно в Матвеево-Курганский район. Иван Капелист: - При этом забывается, что вообще не всегда и не всем районам области надо гнаться за импортным племенным молодняком! Надо совершенствовать нашу красную степную породу, прекрасно приспособленную к нашему климату, кормам. Василий Приступа: - Но опять же, из существовавших на Дону 11 племзаводов по молочному скотоводству сегодня осталось несколько. Да и те с мизерным поголовьем.

Куда деть 2,5 млн гектаров пастбищ?

- Слышала, с племенными свиньями ситуация даже хуже. Говорят, мы можем попасть в зависимость от импорта племенных животных. Почему? Геннадий Максимов: - Проблема та же - в исчезновении на Дону и в стране в целом многих племенных заводов. Сейчас донские холдинги приглядываются к ирландским свиньям. Вот-вот начнут их закупать. Дело в том, что доказано: производство свинины по-настоящему рентабельно в том случае, если используются гибриды. И иностранцы с удовольствием продают нам этих гибридов, которых надо лишь откормить. Но гибриды не передают своих ценных свойств по наследству. Чистопородных же животных, из которых "слеплены" гибриды, никто нам продавать не хочет! То есть нас "сажают на иглу": чтобы мы ежегодно закупали гибридов. А это дорого! И уже идут разговоры: мол, вместе со свиньями покупайте у нас и корма, и технологии выращивания свиней, и т.д. - На востоке области катастрофа с овцеводством. Но кризис из-за недостаточной востребованности шерсти переживает и Австралия. Может, держать овец сейчас и впрямь нецелесообразно? Юрий Колосов: - В Ростовской области 2,5 миллиона гектаров сенокосов и пастбищ. Без овец, крупного рогатого скота это богатство никак не будет использоваться. Разве нормальный хозяин может себе это позволить? Сейчас наш университет создаёт более выгодную самостоятельную популяцию мясо-шерстных овец для Ростовской области. Но без должной поддержки государства внедрить их не удастся.

Виктория ГОЛОВКО

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно