"Одно время, в годы войны, я брался считать, сколько раз мог погибнуть, и спасся, считай, чудом. Но на 80-м случае махнул рукой: какой смысл", - вспоминает фронтовик, волгодончанин Алексей ЗЕЛЕНИН.
Он не просто пошёл на фронт 16-летним подростком-добровольцем. Чтобы добраться до этой самой линии фронта, он с пятью товарищами полтора месяца, ночуя в скирдах сена, тайком пробирался по оккупированной Украине... А после разведчик старший сержант Зеленин освобождал Молдавию, Белоруссию, Польшу. В апреле 45-го он со своим 771-м артполком 248-й Одесской дивизии вошёл в Берлин. И сегодня Алексей Филиппович - один из очень немногих оставшихся в живых донских ветеранов, бившихся за Берлин, штурмовавших и бравших Бранденбургские ворота, рейхстаг. У Бранденбургских ворот Зеленин, кстати, попал в объектив известного советского фотокора Владимира Гребнёва, так что запечатлён в центре группы разведчиков, хлопающих в ладоши, глядя на приплясывающего танкиста. - Дело в том, что разведчики шли вплотную за немецкими войсками. Вот мы и оказались у Бранденбургских ворот одними из первых. И устроили танцы, подбрасывали пилотки! Но, разумеется, почти никто не знал: буквально через 5 минут после того, как Гребнёв сделал свой кадр, по нам с крыш соседних многоэтажек гитлеровцы открыли шквальный огонь. Многие из тех сфотографированных бойцов не увидели Победы... О военных годах волгодончанин написал 2 книги. И сейчас, стуча на старенькой печатной машинке, готовит третью...
"Спали по пять минут. И видели сны!"
- Чем мне прежде всего запомнился Берлин? - переспрашивает он. - СТРАШНЫМИ боями... Немцы выставили все свои силы, даже из тюрем выпустили бандитов, вооружили и бросили против нас. Сосредоточили всю технику, стояли насмерть. Среди историков бытует версия, что взять Берлин за 11 суток нашим войскам помогло и то, что мы вынудили немцев воевать и днём, и ночью... Как отдыхали сами? Да так: 3 - 5 минут сидишь в углу, держишь автомат и спишь. Или даже в обозе идёшь, за телегу держишься и спишь. Хотя, казалось бы, как можно спать, если идёшь?! Так ещё и сон приснится! Чаще не война, а луг, река... В книжках, написанных фронтовиком-во.л.годончанином, много малоизвестных и неодно.значных деталей берлинских сражений. Есть, к примеру, эпизод о том, как наши пехотинцы, артиллеристы жалели танкистов. - Была тьма уличных боёв... А как перебегать улицу? Обычно впереди шёл танк и под его прикрытием перебегали мы. Но немцам было удобно подбивать наши танки: те вспыхивали, как спички, сгорал весь танковый расчёт... И тогда наши бойцы отказались от помощи танкистов. Мол, будем перебегать без вас. Хотя зачастую это значило идти на верную смерть. В день взятия рейхстага наши войска опустошили винно-коньячные подвалы рейха. И Берлин всю ночь оглашался русскими песнями, - вспоминает А. Зеленин. - А прежде совершили другой кого-то удививший бы поступок. Когда в Берлине заработали наши полевые кухни, на запах каши из подвалов полезли чёрные, худые, как скелеты, местные жители... Наши пожалели их. Те несли свою посуду, и наши повара накладывали в неё жирной в честь Победы перловой каши.
На расстрел - трижды
...Ещё до побега на фронт, в 41-м году, гитлеровцы ТРИЖДЫ в колонне с другими жителями Керчи (там в то время жил 14-летний Алёшка Зеленин) вели его на расстрел. В 44-м рядом с ним разорвалась мина, взвод ушёл вперёд, а он, раненый и контуженный, остался в овраге... Позже его дивизия за малым не попала в окружение, вы.рвалась, а разведчик Зеленин за свои действия получил самую ценную солдатскую медаль - "За отвагу". В январе 1945 года он и другой разведчик, Иван Ромашко, и вовсе, чудом уцелев, изумили сослуживцев, взяв в плен... 37 гитлеровских обозников и солдат, 2 автомашины и 9 подвод с продовольствием и боеприпасами. В совокупности вся война принесла ему 19 наград, среди которых 2 ордена. - Что меня спасало? Наверное, смекалка и то, что был лихой - не боялся я смерти, - размышляет ветеран. - Ну и, конечно, счастливый случай, на который тем не менее никогда нельзя полагаться: он как пришёл, так и уйдёт... К примеру, от одного расстрела юркий подросток спасся тем, что упал в растущие понизу от дороги колючие заросли ягоды дерезы. От второго - тем, что шмыгнул под калитку, и т.д. - Хотя вслед мне вовсю палили. Когда сидел в дерезе, направь фашист автомат чуть иначе, я бы из той дерезы никогда не вышел. ...Впрочем, волгодонский фронтовик и по сей день не опускает рук перед судьбой. В свои 82 года он ежедневно делает зарядку из 26 упражнений, бегает трусцой. Уже несколько лет он первый на городском ветеранском турнире по шахматам. Со стихами собственного сочинения берёт призовые места на конкурсах самодеятельности. А не так давно, чтоб идти в ногу со временем, купил компьютер и пособия для пользователя. - Я его на две трети освоил. А следующая моя планка - Интернет! - с улыбкой хвалится он.
Виктория ГОЛОВКО, Волгодонск
Фото из архива семьи Зелениных