Минувший год стал для одного из известных донских казачьих ансамблей - "Православный Дон" "урожайным".
В октябре на Международном фольклорном фестивале, по традиции проходящем на родине великого итальянца Россини, в городе Пезаро, "Православный Дон" взял Гран-при. Причём в число своих поклонников ансамбль записал и такого корифея музыки, как педагог оперного вокала с мировым именем Марио Мелани...
Позднее, в декабре, худрук "Православного Дона" Геннадий ВЕЧЁРКИН получил правительственную премию. Вместе с тем ансамбль часто гастролировал. При этом он продолжает быть "провокационным" коллективом. Взять одно то, что наряду с традиционными для народных ансамблей инструментами - гармонью, балалайкой здесь используют куда более неожиданные - трубу, кларнет, даже... саксофон и т.д.
Об этом и вообще о развитии культуры в глубинке (все члены ансамбля живут в Боковском районе) "АиФ на Дону" расспросили Геннадия Вечёркина..
- Геннадий Иванович, недавно ансамбль ещё и отметил 20-летие. За эти годы вы немало гастролировали за рубежом, даже по юго-восточной Азии. Как принимали?
- Забавнее всего было в Малайзии. Там вообще не знают, что такое казаки (улыбается)... Но всё прошло хорошо. Однажды мы уговорили разрешить нам спеть не в рамках фестиваля русской культуры, а для горничных, другого персонала отеля, где мы жили. Так те вообще приняли нас как родных - кинулись подпевать, гикать!
- Слышала, что в пору безденежья "Православный Дон" пустился в авантюру и на свой страх и риск поехал петь на европейских улицах...
- Это вы к вопросу: удалось ли нам заработать? Знаете, мы давно поняли: на казачьей и вообще народной русской песне больших денег не заработаешь. Если ставишь перед собой такую задачу, надо идти в другую структуру, в шоу-бизнес... С 2000 года наш ансамбль получил статут муниципального, стало полегче. Мои артисты получают по 3 тысячи рублей зарплаты. Так что у всех есть второе место работы - фермер, шофёр, бухгалтер и так далее.
Что же до той истории, действительно в 90-х годах, когда жилось нелегко, мы (пятеро мужчин из нашего ансамбля и трое из вёшенского) решили поехать заработать денег в Германии... Человек, пообещавший нас принять, не появился. Помню как сейчас: нас выгрузили из автобуса на автозаправке. И вот мы стоим: куча инструментов, ночь на дворе... Растерялись сначала. А потом - что делать? - вспомнили школьный курс немецкого языка и пошли просить о помощи. И нам помогли! Но денег, конечно, заработали немного.
- Для чего казачьему ансамблю музыканты-кларнетисты, трубачи, скрипачи?
-На подобные вопросы я всегда отвечаю: во-первых, кто придумал нормы того, каким именно должен быть народный ансамбль?! А, во-вторых, в наших условиях перебирать не приходится... Если появляется неплохой исполнитель, не найти ему применение преступно! К примеру, много лет у нас в ансамбле играл скрипач-самородок и самоучка Иван Яковлевич Евланов (мало кто знает, что среди донских казаков вообще было немало скрипачей). Был шикарный трубач Саша Арсенюк, умерший от рака... Часть репертуара подбиралась под них.
- Вы называетесь "Православный Дон", но поёте казачьи песни.
- В действительности мы поём и молитву "Отче наш", и "Херувимскую песнь". Но я согласен: это пока не освоенное нами направление, для успеха в котором нужна прежде всего глубокая, убедительная вера. А не то, когда человек прибегает к православию между делом... Но мы исправляемся - пытаемся подпевать на церковных службах.
Виктория ГОЛОВКО
Фото из архива ансамбля "Православный Дон"