Ростовчанам хорошо известен дом с кариатидами на углу Большой Садовой и Халтуринского...
Помимо своей красоты, старинное строение с вековой историей привлекает внимание и тем, что оно овеяно ореолом легенд и тайн.
Любовь миллионерак актрисе
У этого особняка красивая романтическая история. Его построил представитель известной купеческой фамилии Елпидифор Парамонов для своей возлюбленной, артистки Маргариты Черновой. О красоте этой женщины ходили легенды. Впрочем, как и о богатстве Елпидифора Трофимовича, владельца крупнейшего на юге России торгового дома, угольных шахт, рудников, хлебных ссыпок и торгового флота, перевозившего зерно за границу.
Елпидифор Парамонов активно занимался не только коммерческой, но также общественной и благотворительной деятельностью. А ещё он увлекался театром. Любовь к сцене породила в его сердце страсть к самой красивой актрисе Ростова конца XIX века. Он не пропускал ни одной театральной постановки с участием Черновой. А после спектакля, краснея, как мальчишка, с корзиной цветов ожидал Маргариту возле гримёрной. Однако светская львица не относилась серьёзно к ухаживаниям миллионера. Её сердце оттаяло лишь тогда, когда он подарил актрисе шикарный двух.этажный особняк, по.строенный в 1899 году специально для неё.
Колыбель Театральной мастерской
Маргарита Никитична сама выбирала, каким будет внешний облик дома, и лично настояла на архитектурных изысках в стиле барокко: богатой лепнине в виде гирлянд, масок, медальонов, атлантов с кариатидами, поддерживающих кронштейны здания.
Главным украшением дома был зал, выходящий окнами на Большую Садовую. Здесь хозяйка особняка устраивала приёмы, спектакли и концерты. В 1903 году в доме Черновой пел Фёдор Шаляпин, прибывший в Ростов для единственного концерта в театре Машонкиной. Парамонов уговорил его побывать на вечере у "подающей надежды" молодой артистки этого театра.
Здесь же, в доме Черновой, зародилась Театральная мастерская режиссёра Юрия Завадского. В 1917 - 1921 годах в зале второго этажа выступала труппа, из которой вышли прославившиеся впоследствии режиссёры и актёры. Отсюда пришёл в мир театра известный сказочник и драматург Евгений Шварц. Позднее он тепло вспоминал в своих мемуарах о доме, в котором начался его актёрский путь: "Зал черновского особняка, большой для богатого дома, превращён был в крошечную театральную залу. А мы, случайно встретившиеся, едва вышедшие из юноше.ского бесплодного, несамостоятельного бытия, стали профессиональными актёрами. И сами не верили этому".
В начале лета 1920 года Театральную мастерскую посетил Николай Гумилёв. Он смотрел здесь премьеру своей пьесы "Гондла", а после читал стихи...
Сокровища в ростовских подземельях?
С этим домом связана и другая история, куда менее известная. Перед революцией рядом с особняком Черновой жил известный коллекционер произведений искусства Новосильцев. Его богатейшее собрание живописи русских и ино.странных мастеров было известно не только в России, но и за её пределами.
- Осенью 1919 года Красная Армия стремительно вошла в город, - рассказывает ростовский краевед, руководитель клуба "Искатель: тайны и загадки истории" Виктор Бормотов. - У красных комиссаров имелось письменное распоряжение ВЧК реквизировать все предметы искусства, представля.ющие какую-либо художественную ценность. В дальнейшем из них предполагалось создавать коллекции общедоступных музеев.
Конечно, новая власть была наслышана о коллекции Новосильцева. В его дом был направлен отряд красноармейцев. Каково же было их удивление, когда они не обнаружили ни одной картины! Вывезти из города обширное собрание живописи Новосильцев не мог. Версия одна - он успел его где-то скрыть.
Позднее загадка исчезновения коллекции прояснилась. Оказалось, в доме с кариатидами имелся обширный подвал в несколько ярусов, уходящий глубоко под землю и соединённый с катакомбами, проходящими под домом. Туда-то и спрятал свои картины коллекционер. Некоторые исследователи уверены: картины Новосильцева до сих пор лежат в ростовских подземельях! И действительно: многие шедевры, хранившиеся в собрании коллекционера, после революции так нигде и не объявились.
Подземный ход к Темернику
Местные старожилы рассказывали, что не только под бывшим домом Черновой, но и под всем двором располагался огромный подвал, из которого можно было попасть в подземный ход, ведущий к реке Темерник, и даже в запутанные лабиринты древних катакомб, оставшихся здесь от греческого поселения. Многие богатые особняки, стоявшие поблизости, были соединены подземными ходами с этими лабиринтами.
В 1920 году знаменитый особняк национализировали, а Чернову выселили. В 26-м Президиум Ростово-Нахичеванского городского Совета Донского округа постановил передать особняк краевой прокуратуре. В мае того же года прокуратуре отдали под служебный транспорт и бывший каретник во дворе дома. Строение требовало ремонта. При его осмотре выяснилось, что ледник, расположенный под каретником, заполнен водой. Что ещё было обнаружено при осмотре бывшего каретника, неизвестно. Однако именно с того времени по городу пошли слухи о том, что из подвалов дома с кариатидами идёт подземный ход к реке Темерник.
- Подземный ход под домом Черновой действительно был, многие донские историки упоминали о нём, - говорит ростовский краевед, архитектор-реставратор Любовь Волошинова. - Однако сейчас от него практически ничего не осталось: он был разрушен во время строительства подвалов многоэтажных домов по Большой Садовой.
Однако подвалы старых ростовских особняков скрывают ещё немало подобных тайн.
Галина ТИМОФЕЕВА