Примерное время чтения: 4 минуты
312

Гигантские рисунки на Земле Следы древней цивилизации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. aif 07/05/2008

Геоглифы, огром.ные рисунки на поверхности Земли, встречаются во всём мире...

Самые известные и наиболее сохранившиеся геоглифы - пустыни Наска. На территории нашей страны они обнаружены на Алтае и Апшеронском полуострове. Найден гигантский наземный рисунок и на территории Ростовской области...

Сенсационная находка

В 1996 году военный врач полковник медицинской службы госпиталя МВД летел на вертолёте в сторону Белой Калитвы. Он увлекался историей Великой Отечественной войны, поэтому во время полётов внимательно вглядывался в местность, разыскивая окопы времён боевых действий. Пролетая на высоте 700 метров над поймой реки Тузлов, он заметил в лучах восходящего солнца линии на земле, которые сначала принял за траншеи. Но едва вертолёт повернул, ложась на параллельный реке курс, врач с изумлением увидел, что линии превращаются в... изображение человека с копьём и щитом в руках. Наконечник копья указывал на север. Поражённый увиденным, полковник позвал штурмана, и они вместе рассматривали загадочную фигуру на земле. Полковник сообщил о своём открытии в Музей истории донского казачества, но сотрудники музея не обратили внимания на сенсационную находку. Спустя несколько лет записки врача со схематичным рисунком воина попали к археологу Михаилу Край.светному. Краевед Александр Лудов выехал к реке Тузлов, где по описаниям был замечен геоглиф. - Я пытался сфотографировать его с ближайших холмов, но чёткого изображения воина не получилось, - рассказывает Александр Лудов. - Надо снимать с высоты птичьего полёта, ранней весной или поздней осенью, когда трава ещё низкая и не скрывает изображения. Наиболее хорошо рисунок виден в лучах закатного или восходящего солнца. - Качественный снимок тузловского геоглифа можно получить только с помощью аэросъёмки, - говорит Михаил Крайсветный. - Под определённым углом освещения наземные объекты чётко выделяются отбрасываемой тенью и сверху очень хорошо просматриваются. Но, к сожалению, донская археология не располагает собственным авиатранспортом, а арендовать его дорого, для такой работы необходим спонсор.

Кто же изрисовал донскую землю?

Геоглиф с изображением воина уже успели прозвать "Бог войны". - В древности такие изображения посвящались различным божествам и служили объектами поклонения, - рассказывает Михаил Крайсветный. - Делали гигантские рисунки достаточно просто. Например, британский геоглиф выполнен в так называемой траншейной технике: снимается верхний слой почвы до обнажения нижележащего грунта, отличающегося по цвету. Вынутая земля укладывается валиком сбоку, из-за этого изображение при низком солнечном освещении становится рельефным, отчётливо выделяясь на поверхности почвы. Та же технология применялась при изготовлении знаменитых южноамерикан.ских изображений плоскогорья Наска. В Северной Америке они выполнялись иначе: фигуры насыпались в виде вала. Тузловский геоглиф отличается от английского "объёмного контура" более примитивным устройством. Это говорит о том, что он древнее английского. По предположениям исследователей, донской геоглиф относится примерно к III-I тысячелетиям до нашей эры. Кто сделал гигантский (примерно 300 метров в высоту и около 200 в ширину) рисунок на земле, остаётся загадкой.

Наши пращуры умели подниматься в воздух?

- Мы привыкли восхищаться математическими и астрономическими знаниям египетских жрецов и строителей пирамид, - говорит Михаил Крайсветный. - При этом уверены, что на Дону жили совершенно дикие и глупые племена. Но археологические находки доказывают обратное. Уровень знаний наших предков иногда поражает. Так и в данном случае. Для того, чтобы сделать подобное изображение, необходимо обладать знаниями геометрии и астрономии: иметь меры длины, представление о масштабировании, знать местонахождение Полярной звезды, на которую указывает копьё. Гигантские фигуры первоначально рисовались в небольшом масштабе на коже, камне, глиняной табличке, земле и т.п., затем тщательно измерялись и в увеличенном виде переносились на "натуру". Неправильный, "некрасивый", рисунок мог привести богов в ярость, и вместо искомой помощи и благоденствия они могли наслать различные наказания и беды. Гигантская фигура не охватывалась взглядом с земли, и её погрешности нельзя было подправить. Откуда же уверенность мастеров в правильности рисунка? Может быть, наши пращуры умели подниматься в воздух? - Тузловский геоглиф в очередной раз подтверждает, что когда-то на Дону существовала достаточно развитая цивилизация, - считает Александр Лудов. - Но мы не бережём свои исторические памятники. В Англии ежегодно тратится приличная сумма на реставрацию аналогичной местной достопримечательности - геоглифа, называемого "Белая лошадь". А у нас через пару столетий эрозия почвы, ливни и густая растительность навсегда могут скрыть древний рисунок от людских глаз.

Галина ТИМОФЕЕВА

Фото автора

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно