В этом дворце жили дон.ские атаманы, гостили цари, цесаревичи и великие князья.
Здесь устраивались светские приёмы, подписывались указы. А в небольшой комнате, выходящей окнами в сад, зимой 1918 года застрелился атаман Каледин...
В зале, где шумели балы...
- У нас ходят в бахилах, - этими словами встретила меня заведующая музеем "Атаманский дворец" Светлана Чибисова. Мы надели бахилы и пошли вверх по чугунной лестнице.
Залы дворца пустынны. В будние дни здесь бывают лишь школьники, которых привозят на экскурсии. Но нам повезло: очередная экскурсия закончилась, и во дворце всё затихло. Со стен на нас смотрели портреты атаманов - прежних жителей дворца. Со времени постройки (1863 год) и вплоть до революции дворец сменил много хозяев: П.Х. Граббе, А.Л. Потапов, М.И. Чертков, Н.А. Краснокутский, Н.И. Святополк-Мирский и др.
В просторном зале, где некогда шумели балы, сидит на стуле смотрительница. В углу - рояль и старинный камин.
- Отапливали дворец три камина и семнадцать печей-голландок, - поясняет Светлана Чибисова. - И только в 1915 году специально приглашённый инженер-технолог Линде .устроил центральное отопление. Да и электричество было проведено сюда не сразу. Долгое время он освещался восковыми свечами, а в 1880-х годах ещё и керосиновыми лампами...
Экспонаты семьи Граббе
Атаманский дворец в Новочеркасске был открыт для посетителей два года назад. Ещё недавно в его стенах размещалась мэрия города, а в совет.ское время - горком партии. На том камине, что рядом с роялем, некогда стоял бюст Ленина.
- А здесь до революции был рабочий кабинет атамана, - говорит Светлана Павловна, когда мы заходим в очередной просторный зал. - Но в советское время сюда принесли кирпичи и разбили зал на три комнатушки. К счастью, архитектурный облик во время реконструкции удалось восстановить.
Залы дворца ведут в столовую и жилые комнаты... Всюду старинная мебель, картины и дорогой фарфор.
- Многие экспонаты принадлежали семье Граббе, - поясняет заведующая. - Он был настоящим ценителем прекрасного. Вот, например, картина Рафаэля Санти "Мандолина Донни", написанная в 1506 году. Это автор.ская копия. Второй такой портрет находится в галерее Уфицци во Флоренции.
Трагедия казачества
В 1917 году для обитателей дворца наступило страшное время. Атаман Каледин (последний Войсковой атаман) издавал одно распоряжение за другим, пытаясь остановить раскол казачества.
А 29 января 1918 года он, стоя за письменным столом, прочитал членам донского правительства телеграммы, познакомил с положением на "фронтах", а затем сказал:
- Ситуация безнадёжна. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно. Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития, предлагаю сложить свои полномочия.
А когда все разошлись, Каледин снял тужурку и шейный Георгиев.ский крест, лёг на кровать и выстрелил в сердце из револьвера.
Как вспоминал ближайший помощник Каледина Митрофан Богаевский, "пуля обожгла белую рубаху, пронзила А.М. насквозь, прошла через тюфяк и матрац, расплющилась о железную решётку кровати и была мною найдена. В комнату очень скоро вошли супруга Мария Петровна и денщик. Крик Марии заставил чуть живого Каледина повернуть голову и слегка приоткрыть глаза. Но уже не было в них жизни..."
Вместе с сердцем Каледина остановилась и жизнь в Атаманском дворце. Вскоре дворец был национализирован и передан детскому дому.
Виктор БОРЗЕНКО