Школа не только учит, но и вредит здоровью
Полтора года назад столичное правительство объявило о начале борьбы за лёгкие портфели, удобную мебель и полезные завтраки в столовой.
С подобными предложениями не раз выступало и Министерство образования Ростовской области. Но оказалось, что изменить ситуацию нелегко.
Как облегчить тяжёлый портфель?
- Вес школьного портфеля зависит от веса учебников, - говорит старший специалист министерства Владимир КАЛАШНИКОВ. - Поэтому было предложено каждый учебник разделить на части и выпускать в мягком переплёте. Вес портфеля действительно облегчился. Но это не помогло исправить ситуацию. Во-первых, тонкие учебники быстро изнашиваются. А во-вторых, разделение книг по частям негативно сказывается на процессе образования. Особенно в младших классах, где ребятам приходится часто возвращаться к пройденному материалу.
Неизбежный сколиоз
К искривлению позвоночника приводит не только тяжёлый ранец, но и неудобная мебель, которая не учитывает физиологических особенностей ребёнка.
- По требованиям физиологов, расстояние от глаз ученика до поверхности стола должно составлять у старшеклассников 35 см, у учащихся средних классов 28 см и у младшеклассников 24 см, - продолжает Владимир Калашников. - А теперь пройдите по школам. В большинстве это правило не соблюдается, поскольку преобладает кабинетная система. То есть на каждый урок ребёнок меняет кабинет.
В школах должна быть ростовая мебель, которая легко настраивается под рост каждого ученика. Однако заменить мебель нелегко: сказывается нехватка финансирования.
Путь к знаниям лежит через желудок
Желудочные болезни - самые распространённые среди школьников. И неудивительно. Горячее питание получают только 40% учеников. Как правило, это дети из малообеспеченных семей.
- И здесь возникает проблема, - говорит начальник Отдела специального образования и социально-правовой защиты детства Пётр СЕРОВ. - Не факт, что дети покупают суп, кашу или чай. Многие предпочитают утолять голод шоколадными батончиками и газировкой, что, несомненно, вредит здоровью. Однако в ряде школ проблему решили: классные руководители составляют карты на каждого ребёнка, где указано, что можно ему есть, а что нельзя. Согласно этим картам составляется меню. А в некоторых школах родители оплачивают обеды на неделю вперёд. Причём сами же подбирают меню.