Когда-то корова стоила восемь рублей, а самовар 15 – 18. Чтобы поставить на стол это олицетворение достатка и благополучия, семья долго копила деньги. Покупку по важности можно сравнить с приобретением автомобиля в современности.
Теперь это один из самых популярных предметов антиквариата, за которым знатоки гоняются чуть ли не по всему миру. Ещё бы, однажды юный ростовчанин, благодаря гравировке на самоваре, сумел получить в наследство... имение во Франции.
Обо всём этом «АиФ на Дону» рассказал коллекционер и руководитель реставрационной мастерской самоваров Александр Запорожец.
Александр Запорожец. Родился в 1954 г. в станице Ленинградской Краснодарского края.
В 1974-м окончил горный техникум, в 1984-м – НПИ (Южно-Россий¬ский государственный политехнический университет имени М.И. Платова).
Работал на заводе «Ростсельмаш».
Есть дочь, сын, внук.
Удивил голландцев
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Увлечение самоварами, наверное, из детства? Бабушка, веранда, дымок над самоваром вьётся...
Александр Запорожец: Я работал на заводе и параллельно увлёкся гальванопластикой (копирование барельефов с помощью электролиза). Делал слепки для ростовских скульпторов. У многих из них были самовары. Меня тогда завораживала витое литьё ручек и разнообразие форм. А потом дядя подарил мне первый самовар, с него и началась моя коллекция.
Как-то приятель попросил отремонтировать самовар. Результат ему понравился, мне, кстати, тоже. Вот так появилась моя мастерская. Работа по реставрации очень пыльная, непростая, мы используем респираторы. Но удовлетворение всегда огромное, когда человек приходит забирать свой заказ и удивлённо спрашивает: «А вы точно не перепутали, разве это мой самовар?»
Оказалось, что эта деятельность востребована, у нас заказов было на два-три месяца вперёд. Помимо реставрации принесённых самоваров, я искал их в пунктах приёма лома. Попадались поистине уникальные изделия. Сейчас их стоимость просто заоблачная, а тогда они были похожи на грязные смятые жестянки. А уж самовары распространённых форм сотнями лежали среди утиля.
Как-то мне позвонили с базы металлолома: «Приезжай, у нас машина полная самоваров», я выгреб все деньги, что были, и купил сколько смог. В последние годы собираю ещё и «заварники» для чая. Сейчас коллекционировать самовары – дорогое удовольствие. Их стоимость может доходить до 700 тысяч.
Есть, например, изделие работы Фаберже, называется «Леший», его тулово (корпус) изображает голову мифического персонажа. Это 16 килограммов серебра! В 2005 году в Англии на аукционе Sotheby's его продали примерно за 470 тысяч долларов. Кстати, его купил русский коллекционер.
- С годами, наверное, стало труднее искать интересные самовары?
- Раньше раритетных экземпляров было больше, но с каждым годом их становится всё труднее отыскать на блошиных рынках и уж тем более в ломе. Это стало и прибыльным бизнесом, и популярным увлечением. Я стал ездить за самоварами в Европу. Большая часть - русские изделия (в основном они встречались во Франции, Бельгии, Германии, Чехии).
Были и уникальные экземпляры, произведённые в Польше. Когда-то она входила в состав России, там успешно работали 6-7 самоварных фабрик. Например, самая известная польская компания по изготовлению посуды, чайников, кофейников и самоваров Fraget была основана в 1825 году.
Первые самовары появились в России на Урале при Демидовых, примерно в 1740-е годы. Есть история, как один из помощников Петра I на судоверфи в Голландии вскипятил воду в чём-то наподобие самовара. Голландцы были удивлены простотой и эффективностью нехитрого устройства.
А вообще всё началось в Азии, именно там, в специальном металлическом кувшине заваривали чай. Сначала самовары делали медные, но это более дорогой материал, поэтому стали использовать латунь, реже - мельхиор и серебро, они предназначались для дворян и высшей знати. Были и самовары из чугуна, но это большая редкость, их производили в Луганске в 1830-е годы.
Неожиданное наследство
- А как наши, российские, самовары попадали за рубеж? Их вывозили эмигранты?
- Скорее всего, так и было. Этот самобытный предмет - семейная реликвия, переданная по наследству, он напоминал об оставленной родине. Вот потому эмигранты и тащили тяжёлые самовары порой на себе. Один мой знакомый несколько лет назад разыскал и привёз из Аргентины уникальный самовар старинной российской фирмы «Пецъ». Как он попал в другое полушарие?
А как-то приятель в одной из гостиниц Аляски обнаружил довольно большую коллекцию дореволюционных русских самоваров. Однажды я был во Франции и заблудился: автомобильный навигатор не туда завёл. Разговорился с одним из владельцев придорожной лавки, когда он услышал, что я русский, то посоветовал поехать в соседний город, там много лет живёт наш соотечественник.
Я так и сделал. Русский эмигрант встретил меня очень душевно, мы проговорили полночи. Он показал мне свою семейную реликвию - старинный самовар. Рассказал, что когда предки бежали от революции в неизвестность, самовар везли с собой... Из Польши несколько лет назад я привёз старинный самовар конца XVIII - начала XIX веков. По преданию, его оставили донские казаки, когда возвращались через Европу после победы над Наполеоном.
- Получается, что самовары ещё и хранители истории.
- Однажды молодой ростовчанин принёс на реставрацию самовар. Когда я его почистил от патины, то проступила выгравированная надпись из нескольких предложений. Владелец сам был удивлён. Примерно через год он снова появился у меня в мастерской и рассказал необыкновенную историю.
Разбираясь в происхождении гравировки, молодой человек раскрыл семейную тайну. Его прадед, богатый казак, успел перед раскулачиванием вывезти всё добро во Францию. Хозяин самовара исследовал документы из парижского и ростовского архивов и сумел доказать, что он является единственным наследником эмигрировавшего казака. В итоге молодой человек получил в наследство имение во Франции.
А как-то в ломе мне попался самовар литров на 15-17, на котором был выгравирован силуэт генерала Стесселя (с 12 августа 1903 года комендант крепости Порт-Артур) и надпись: «За любовь к Отечеству, мужество и храбрость. Порт-Артур. 1905 год». Сейчас он находится в частной коллекции. Такие самовары назывались подписными, именными, их дарили за какие-то серьёзные заслуги.
Подделке 200 лет
- Какой шанс, покупая вроде бы старинный самовар, получить современную копию?
- Сейчас делают серебряные самовары в Дагестане (село Кубачи), в Турции, работают фабрики в Англии, в Германии, в Иране. Возродилось самоварное дело в Туле. Но все производители не скрывают, что это современные изделия.
На подделку можно попасть в том случае, если приобретаете самовар стоимостью 100-200 тысяч. Те, что оцениваются в 15-20 тысяч (распространённые формы, много экземпляров до нас дошло и т.д.) нет смысла подделывать, слишком затратно и мошенникам не выгодно.
До революции в Тульской губернии десятки фабрик изготавливали самовары. Причём в одной деревне делали только краники, в другой - ручки, в третьей - туло (корпус) самовара. Потом всё свозилось на фабрику, где шла сборка и ставили клеймо известной компании.
При этом даже 200 лет назад были целые сёла, где умельцы штамповали поддельные самовары. На разные ухищрения шли, например, в металлическую сетку под дрова лили свинец, от этого вес изделия становился солиднее.
- А кто занимался производством самоваров в Ростове?
- Вот в этом-то парадокс! Несмотря на то, что по всей России работали сотни фабрик, в богатом купеческом Ростове - ни одной. Но был такой местный делец Великанов. Он имел крупное предприятие, продававшее хрусталь, бронзу и т.д. Коммерсант стал возить самовары из Тулы и на них оттискивали клеймо «По заказу торгового дома Великанова, Ростов-на-Дону».
- Какая модель самовара, форма или производитель – ваши фавориты?
- Например, современные иранские самовары очень изысканные. Но многие коллекционеры, в том числе и я, глядя на них, говорят: «Душа не чувствуется». А русский самовар, пусть даже самой простой формы - «банка», цепляет...Так и хочется осенним вечером отведать из него чаю.
А вообще, самовары разные. Были даже так называемые «кухни». В них делали один или несколько отсеков, в них готовили сразу три блюда на дровишках. «Кухни» были популярны в 1820-1830 годах. Разных моделей самоваров выпускалось огромное количество, так, например, только фабрики Баташева производили 270 тысяч изделий в год.
Смотрите также:
- Свет погасших ламп. Как житель Вёшенской собрал 80 керосиновых светильников →
- Пролетарск приглашает туристов. Как живёт донской провинциальный музей →
- Бандитская финка от Глеба Жеглова →