С каждым месяцем число их растёт, при этом легальные «стволы» всё чаще становятся орудием преступления.
«Медсправкам доверия мало»
- Оборот гражданского оружия однозначно необходимо ужесточать, - констатирует начальник отдела лицензионно-разрешительной работы ГУВД по Ростовской области Николай Копичка.
Согласно милицейской статистике, сегодня на руках у жителей Дона уже находится 36 298 пистолетов и револьверов. Из них более чем 16 тысяч – «стволы» травматического действия.
- Получить разрешение на оружие сегодня достаточно просто – и это основная проблема, - поясняет полковник Копичка. - Достаточно собрать медицинские справки и можно обращаться за разрешением. Но справкам доверия мало. Несколько лет назад мы столкнулись с массой подделок, которые любой желающий мог получить без всякого освидетельствования. Теперь все справки обязательно перепроверяются. И всё равно: человек ведь может и не состоять на учёте у психиатра, зато по характеру быть вспыльчивым, несдержанным, наконец, просто жестоким. Как же такому давать пистолет? В октябре прошлого года в Ростове мужчина в пивной открыл стрельбу, ранил в висок случайного посетителя. Около ГПЗ-10 человек случайно задел джип. Хозяин машины вышел и выстрелил ему из травматического пистолета в лицо.
Примеров противозаконного применения «травматики», когда легальное оружие становится орудием преступления, множество. В начале марта 32-летний житель Донецка Михаил М. получил пулю в грудь из травматического пистолета «Стражник». Стрелял в Михаила его знакомый, с которым у него неожиданно завязалась ссора. Михаил остался жив – толстая зимняя куртка смягчила удар резиновой пули. Гуковчанину Юрию П. повезло меньше. Его перебранка с приятелем закончилась тем, что бывший друг четырежды выстрелил в него из травматического пистолета ИЖ-79. Одна пуля попала в пах. В печальном списке уже десятки примеров.
Экзамен для стрелков
Уже второй год в Ростовской области проходит эксперимент: разрешение на оружие получают только тех, кто проходит сложный компьютерный тест на знание правил его хранения и применения. Опыт оказался удачным – внедрить его МВД намерено по всей России. Ведь даже такое небольшое ужесточение показало, что сдать экзамены в состоянии только от 50 до 60 процентов желающих вооружиться. Несмотря на то, что пересдавать тест можно сколько угодно, остальные так и не могут заучить, что закон категорически запрещает стрелять в лицо и в пах, а храниться пистолет должен в недоступном для посторонних месте.
- Оружие – это не игрушка, - говорит Николай Копичка. – Травматический пистолет предназначен только для одной цели – применения в исключительном случае самообороны. А вовсе не для того, чтобы подчёркивать свою силу, или вообще безрассудно махать. Любое нарушение правил влечёт за собой наказание от штрафа и отзыва лицензии до уголовной ответственности.
Однако понимают это далеко не все. В Железнодорожном районе во время семейного застолья один из гостей, играясь, взял хозяйскую «травматику» и приставил ствол к голове. Грянул выстрел – несчастный погиб на месте.
Комментарий специалиста
Иметь ли не иметь?
Владение оружием может принести больше проблем, чем пользы
- К сожалению, понятие предела необходимой самообороны в законодательстве весьма размыто, - говорит адвокат Валерий Гуревич. – В Уголовном Кодексе говорится, что не является преступлением причинение вреда «при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства, если это посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия».
Таким образом защита признаётся законной, если ваши действия соответствовали характеру и опасности посягательства. Но как определить этот характер? Понятно, что если вам погрозили пальцем, то в ответ нельзя открывать огонь. А если у нападающего в руках камень, которым он может размозжить вам голову, а может всего лишь поставить синяк – как быть в этом случае? А если на вас нападает группа пьяных подростков? Закон однозначно запрещает стрелять в несовершеннолетних, но ведь угроза жизни реальна – так как быть?
Конечно, есть оговорка: действия считаются законными, если вы в силу неожиданности посягательства не могли объективно оценить степень и характер опасности нападения. Но это также весьма относительно. Во-первых, каждый по-своему оценивает степень опасности. Кто-то, к примеру, готов открыть огонь, услышав ночью за спиной шаги. Но для суда это вряд ли явится аргументом. Поэтому из-за неоднозначности толкования закона применять оружие следует лишь в самых исключительных случаях, чтобы самому избежать уголовной ответственности.
Смотрите также:
- Пуля как аргумент. Выясняя отношения, дончане всё чаще хватаются за оружие →
- Жизнь взаймы. Почему клиент банка застрелил директора, а потом себя →
- "Справедливость и закон -это, к сожалению, не одно и то же" →