Палки в колеса. Как в кризис выживает аксайский автоперевозчик

У аксайского пассажироперевозчика все машины работают на газомоторном топливе. © / Из личного архива

Второй год в мире бушует пандемия коронавируса. Она серьёзно ударила по всей экономике, но особенно пострадали пассажироперевозчики. Предприятия по-разному проходят через рифы кризиса: кто-то не выдержал и закрылся, а кто-то продолжает идти вперёд невзирая на трудности.

   
   

ООО «Аксай-Авто» из тех, кто не просто держится на рынке пассажирских автоперевозок, но и продолжает развиваться в условиях пандемийного шторма. Хоть это и непросто.

С небес – на землю

Стабильная работа и достойная зарплата – сотрудникам, комфорт и качество перевозок – пассажирам. От этого принципа здесь не отступали никогда. Директор и основатель предприятия Олег Денисов и сам когда-то много лет был водителем. По специальности он авиатор, сначала работал по профессии, а потом вернулся в родную Ростовскую область и сел за баранку автобуса: времена были непростые, надо было кормить семью, а водители автобусов зарабатывали больше.

Когда в 90-е годы в стране пошёл развал, Олег Владимирович продал квартиру и купил в Германии автобус «Икарус» за 10 тыс. долларов. Сам же на нём и работал. С этого автобуса и начался бизнес. Закупали старую технику, сами её ремонтировали. Первый маршрут, который они с женой открыли, Аксай – Новочеркасск. По этому направлению как раз перестали ходить электрички, а другого общественного транспорта не было.

Казалось, что для тех, кто пережил 90-е, остальное уже не страшно. Но в 2020 году мир накрыла пандемия коронавируса.

– Мы оказались в очень сложной ситуации. Особенно в апреле-мае прошлого года, когда все пассажироперевозки встали из-за локдауна, – вспоминает Олег Владимирович. – Но и сейчас проблем хватает.

Дело в том, что в регионе продолжают действовать ограничения, многие перешли на удалёнку да так там и остались. Для транспортников это примерно минус треть пассажиропотока. А вот расходов добавилось: на дезинфицирующие средства и средства защиты, на сан­обработку машин. На содержание людей, которые этим занимаются. Всё это очень затратно.

   
   

Цена обещаний

Предприятие держится во многом благодаря хорошим маршрутам и газовым автобусам: компания первой в Ростовской области закупила транспорт на газомоторном топливе. Сегодня в её парке более ста машин, и все они работают на газомоторном топливе. Это единственная компания на Дону, где на газе работают все автобусы.

Вначале были опасения – никто не знал, как поведут себя машины в эксплуатации. Оказалось, всё просто и автобусы надёжные. В обслуживании они не дешевле, но ежедневная экономия на топливе была в 2,5 раза. Всё изменилось в октябре прошлого года, когда поднялись цены на метан. И это несмотря на обещание представителя газовиков Виктора Зубкова три года не поднимать цены на газомоторное топливо в Ростовской области.

Предприниматели Дона поверили обещаниям, ориентировались на заявленные 16,5 рубля за куб и брали автобусы в лизинг. В итоге выросшие затраты и большие платежи по лизингу ещё больше подкосили отрасль.

Чем помогло государство

Деньги у бизнеса должны оставаться не только на то, чтобы выжить, но и на развитие. До недавнего времени такое развитие шло очень активно. «Аксай-Авто» – первое предприятие в России, которое начало работать со Сбербанком по внедрению безналичных терминалов. В Аксае был их пилотный проект.

А чтобы обслуживать аэропорт Платов, компания закупила новые автобусы Yutong. Это первые и на сегодняшний день пока единственные газомоторные автобусы такого уровня комфорта в России. На покупку потратили почти 110 млн рублей. Перегнать их в Ростовскую область было непросто: из Китая до Читы машины доехали своим ходом, а дальше, до Екатеринбурга, их везли на специальных тралах. На участке от Байкала до Урала нет газовых заправок. Ну, а потом уже до Аксая снова своим ходом – здесь уже заправки были.

Специалистов (водителей, ремонтников) обучали представители завода-изготовителя из Китая. Автобусы брали тоже в лизинг. Когда весной прошлого года пассажиропоток рухнул, лизинговые платежи транспортникам не отсрочили ни на один день и сегодня они по-прежнему очень давят на бизнес.

– Тогда нам неплохо помог 2% льготный кредит. Его, правда, нельзя было тратить на лизинговые платежи, но мы покупали зап­части, топливо и т. п. Очень кстати пришлась и помощь от государства в виде выплаты минимального размера оплаты сотрудника – это помогло удержать штат, – говорит Денисов. – Сегодня выручает другой федеральный льготный кредит – на год под 3%. За счёт этого мы и держимся: закупаем на эти деньги масла, запчасти, тратим их на строительство ангара.

Региональные власти обещают помочь с погашением лизинговых платежей – погасить 25% двухмесячного платежа за время простоя весной прошлого года. В Краснодаре, правда, такая помощь оказалась выше: за те же два месяца автоперевозчикам возместили сто процентов лизинговых платежей.

Не кошмарить

Чтобы справиться с долговой нагрузкой, с развитием предприятию пришлось повременить. Свёрнуты планы строительства собственной газомоторной заправочной станции. Всё это притормозилось, и, видимо, не на один год. А ведь развитие отдельно взятой компании – это развитие всего донского края.

Первую волну бизнес выстоял благодаря льготным кредитам и каким-то своим запасам, которые у него были. Но если ситуация и дальше усугубится, восстановить всё это будет очень тяжело.

Но бизнес не только ждёт поддержки от государства, но и просит не препятствовать его работе. Как говорил президент, «не кошмарить». Очень мешают, например, излишние проверки. Только в прошлом году «Аксай-Авто» пережило 63 проверки со стороны контролирующих органов – прокуратуры, ОБЭП, УФАС, трудовой и налоговой инспекций.

В этом году на предприятии идут налоговые проверки, которые, кстати, в стране во время пандемии на транспортных предприятиях нигде не проводят. В Аксае же буквально каждого сотрудника вызвали «на допрос», отвлекая от ра­боты.

– Тонну бумаги мы точно отвезли в налоговую, – говорит главный бухгалтер предприятия Алёна Сергеевна. – Нужно было предоставить копии всех путевых листов и чеков. Мало того, что это тысячи документов, так они же ещё все сшиты. Их надо расшить, потом опять сшить, пронумеровать и т. д. Это колоссальный объём работы.

В течение полугода предприятие работало фактически только на эту проверку. Привлекали даже слесарей, которые стояли и ксерили документы для налоговой.

– В такие моменты хочется всё бросить и жить спокойно. Денег я за свою жизнь заработал достаточно, у меня хорошая дача, где я выращиваю виноград, сам делаю коньяки. Два раза в неделю, пока лёд не станет, обязательно плаваю в Дону, – говорит Олег Денисов. – Но за мной коллектив – 250 человек, которых я не могу лишить рабочих мест. Как я людям в глаза буду смотреть? Сотрудники – это самое ценное, что есть на нашем предприятии. За эти 20 лет здесь все они выросли, стали настоящими специалистами своего дела. В любую службу зайдите – у нас все профессионалы.

Династия

Сын Олега Владимировича Дмитрий пошёл по его стопам – тоже открыл своё автотранспортное предприятие «Дон-Авто». Обслуживает Багаевский район. Раньше автобус только заезжал в Багаевскую, а дальше по станице нужно было ехать на такси – общественный транспорт не ходил. Сегодня маршрут проложен через всю станицу. Внутрирайонный автобус по хуторам ходил раз в неделю, а теперь каждый день, кроме воскресенья.

Жители района очень довольны – автобусы теперь ходят новые, такие же, как в аэропорт Платов. Водители в униформе: синие рубашки, брюки и куртки. А ещё в Багаевской построили современную автостанцию с комнатой отдыха и телевизором, ангар для ремонта. Всё это – рабочие места для сельчан. Это и есть социальная ответственность бизнеса перед людьми.

Кадры берегут. Водителей сегодня не хватает – это проблема всех перевозчиков. А в Ростове одна из причин того, что поздно вечером нет автобусов. Водители в возрасте после 60 лет уходят. Особенно сейчас, во время пандемии: те, кто переболел новой коронавирусной инфекцией, на рабочие места практически не возвращаются – не хотят рисковать здоровьем. А молодёжь не идёт – престиж профессии упал, да и водителей категории «Д» школы сегодня не готовят. А когда-то их обучали бес­платно.

– Эту практику нужно вернуть. Хотя мы готовы обучать водителей за свой счёт и сейчас, – говорит Олег Денисов. – Нехватка водительского состава приводит к переработкам. Ведь рабочий день водителя начинается с пяти утра, и его смена должна заканчиваться в обед, а не поздно вечером. Движение сегодня сложное, ответственность – повышенная. При такой нагрузке справедливая зарплата водителя должна быть сто тысяч рублей. И без всяких переработок. Когда по себе знаешь труд водителя и механика, по-другому его ценишь.

За здоровьем сотрудников автотранспортного предприятия следят особо: от коронавируса привиты все.

– Непросто было, конечно. Приходилось говорить почти с каждым – убеждать, объяснять, почему это нужно. Многие благодарны потом были, когда переболели в лёгкой форме благодаря прививке, – говорит Денисов. – Все мы надеемся, что эти времена скоро закончатся. И мы, наконец, проведём свой профессиональный праздник – День автомобилиста в обычном формате. Люди очень соскучились по такому общению. Ну, а пока хочу поздравить всех с наступающим Новым годом: пожелать здоровья, финансового благополучия и семейного счастья!