Примерное время чтения: 9 минут
190

Кому не всё равно. Как ростовчане могут повлиять на работу транспорта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. "АиФ на Дону" 26/10/2021
Активисты считают, что каждый житель города может предлагать решения транспортных проблем.
Активисты считают, что каждый житель города может предлагать решения транспортных проблем. администрация Ростова-на-Дону

Ребята из проекта «Ростовский Городской Транспорт» уже несколько лет занимаются не только донесением информации о работе автобусов, трамваев и троллейбусов в донской столице, но и предлагают ряд решений по улучшению, часть из которых власти берут на вооружение.

Как всё начиналось

Часть активистов познакомились в социальных сетях, остальные узнали друг друга на ныне не действующем уже форуме сайта городской администрации. В какой-то момент чиновники департамента транспорта стали идти на прямой контакт и встречаться с активистами. Были созданы группы в социальных сетях и сайт, где раньше чем на официальных источниках публиковались сведения об изменении маршрутов, о том, какой перевозчик отвечает за конкретное направление и их контактные данные.

Однако первым «боевым крещением» стал февраль 2015 года, когда городская администрация решила закрыть трамвайное движение на улице Станиславского – якобы за ненадобностью. Общественники поняли, что это не только ликвидирует самый популярный маршрут, но и не будет иметь альтернатив.

«Тогда власти предложили заменить трамваи на микроавтобусы, – рассказал заместитель руководителя проекта «Ростовский городской транспорт» Александр Внуков. – Когда-то это сделали в Новом поселении, и там до сих пор проблемы с транспортом. Чтобы показать несостоятельность затеи, мы стали снимать видеоролики о том, что в каждом трамвае едут около100–120 человек, а вагоны движутся с интервалом 5–6 минут. Перевезти такой пассажиропоток микроавтобусами просто не­реально».

В итоге власти услышали жителей: трамвайное движение на улице Станиславского решено было сохранить, хотя пути перед чемпионатом мира по футболу-2018 и переложили по старым технологиям.

Поиски автобуса

В том же году активисты проекта подняли вопрос открытия общего доступа в систему ГЛОНАСС-навигации Pikas. Сейчас это уже кажется обычным делом, но ещё в 2015 году узнать онлайн, где сейчас автобус или троллейбус нужного маршрута, было невозможно. Лишь две ныне уже закрывшиеся транспортные компании добровольно открыли доступ к геопозиционированию своего транспорта.

Ситуация в целом была необычная: муниципальная система уже несколько лет к тому времени была внедрена, однако для общего доступа власти её открывать не стремились, месяцами рассказывая о необходимости предварительного тестирования сервиса.

«На носу был чемпионат мира по футболу-2018, думаю, что это тоже сыграло свою роль. С помощью публикаций и диалога удалось убедить чиновников, что тестировать лучше вместе с населением, учитывая нестабильность вечерней работы транспорта, у пассажиров появится возможность понимать, ждать ли автобус или уже заказывать такси», – отметил Александр Внуков.

В итоге система была открыта для общего доступа в октябре 2015 года. С тех пор следить за транспортом можно не только на официальных ресурсах, появилась масса приложений и сайтов различных активистов, которые на основе полученных данных предоставляют горожанам больше информации. Например, можно выяснить, где и в какое время были автобусы накануне: это позволяет пассажирам, забывшим свои вещи, установить, с каким транспортным предприятием связы­ваться.

А перед проведённым в конце 2020 года конкурсом на перевозки удалось убедить департамент транспорта сохранить прямую связь между Стройгородком и ТРЦ «Мегамаг», запустив автобус № 49.

Почему закрывали подземный переход?

Особое направление работы, которое далось непросто – это ночная работа подземных переходов. Центр города, особенно в выходные, оживлён допоздна – люди гуляют или возвращаются с вечерних смен работы, наконец, просто переходят улицу, чтобы сесть в транспорт или такси. При этом на центральных улицах закрывали подземные переходы, что провоцировало людей перелезать через забор, а затем перебегать дорогу в неположенном месте. В некоторых местах горожане вынуждены были так поступать с 23:30, а в других – и вовсе с 22:00. Особую опасность это представляло из-за того, что для водителей выход пешеходов на проезжую часть зачастую был сюрпризом. Ситуацию усугубляла склонность автомобилистов повышать скорость в ночное время.

Активисты «Ростовского городского транспорта» в течение нескольких лет пытались выстроить диалог с чиновниками на эту тему, но каждый раз те отмахивались, дескать, нечего поздно по городу ходить.

«Служащие намекали, что внутри подземных переходов граждан могут ограбить или изнасиловать, но не было понятно, почему это не может случиться ночью на улице?» – рассказал Александр Юрьевич.

Ситуации помогло то, что к проблеме подключились нескольких депутатов, которые написали запросы в различные инстанции. В итоге ситуацией заинтересовались в ГИБДД и прокуратуре. Надзорный орган подал на администрацию в суд и выиграл. В итоге с декабря 2020 года все подземные переходы стали работать круглые сутки.

Вечером транспорт не всегда ходит стабильно.
Вечером транспорт не всегда ходит стабильно. Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов

Что не удалось исправить?

Есть несколько предложений, добиться реализации которых пока не удалось. Первое – это решение проблемы длительных простоев автобусов на крупных остановочных комплексах.

«Из-за этого транспорт становится менее привлекательным, – пояснил замруководителя проекта. – С одной стороны, закуплен новый подвижной состав, то есть ездить стало комфортнее. С другой – в погоне за «сегодняшними» пассажирами из-за денежного планового задания водители и транспортные компании теряют «завтрашних». Происходит переток пассажиров на личные машины. Конечно, нужно увеличивать и протяжённость выделенных полос для общественного транспорта, высокая скорость общественного транспорта позволит организовать в Ростове транспортный сервис совершенно другого уровня. Если это случится, большее количество людей откажутся от поездок на работу на личном транспорте. Что, в свою очередь, уменьшит число пробок на улицах».

Другой вопрос, который проект «Ростовский городской транспорт» поднимает уже несколько лет – это обособление путей трамвая на улице Максима Горького. Удачных моментов для эксперимента, по мнению общественников, было два: период реконструкции улицы и когда по Горького пустили вагоны со Станиславского на время ремонта.

«Обособление путей позволило бы организовать первый выделенный транспорт вдоль всего центра, трамваи не стояли бы в общей пробке и им бы не мешали машины, делающие левые повороты, – подчёркивает Александр Внуков. – Дальше от этой идеи можно было бы оттолкнуться при развитии сети будущего скоростного трамвая, о котором сейчас вновь заговорили. У людей перед глазами был бы пример успешной реализации. Это можно сравнить с реконструкцией Соборного переулка: когда изначально власти предложили сделать там пешеходную зону, часть жителей восприняли это в штыки, испугавшись усугубления проблемы с парковками и пробками. Однако теперь никто не поднимает вопрос о том, чтобы вернуть туда машины: все увидели, что пешеходные улицы это хорошо».

Он подчёркивает, что преимущества обособления трамвая на ул. Горького были подтверждены учёными ДГТУ. Однако сейчас этот вопрос решено отложить: нынешний выпуск вагонов на линию слишком мал и даже по выделенной полосе трамваи будут ездить с интервалом около 10 минут. Помимо этого, не решён вопрос с маршрутной скоростью: вагоны едут слишком медленно даже тогда, когда на улице нет пробок.

Также общественники поднимают вопрос исполнения вечернего расписания автобусами, троллейбусами и трамваями. Зачастую транспорт на линии работает, но каждый день в разное время. Из-за этого люди вечером порой не могут «поймать» нужный автобус. Соответственно, и перевозчик недополучает выручку. Пока что в тестовом режиме совместная идея реализуется на одном из маршрутов в городе. Активисты надеются, что пассажиры, власти и предприятия увидят, что она удачная и масштабируют такой подход на весь город.

Услышать разные стороны

Авторы проекта стараются слышать мнение разных сторон.

«Наша особенность в том, что благодаря диалогу со всеми сторонами – пассажирами, руководством перевозчиков, водителями, чиновниками – мы знаем проблемы со всех сторон и примерно понимаем позицию каждого из них. Наши представители входят в созданный в 2019 году общественный совет при департаменте транспорта», – рассказал Александр Юрьевич.

Так, активистов приглашали на совместные рейды с департаментом транспорта по вопросу контроля за работой систем кондиционирования.

Однако на сообщения в группах в социальных сетях, сводящихся к позиции «решите проблемы за нас», участники проекта относятся негативно: ведь куда лучше, когда каждый житель сам будет говорить о том, что его не устраивает, и, что немаловажно, предлагать пути решения проблем.

«Люди могут переезжать в другие города и страны. Но если сейчас мы живём здесь, почему бы не пытаться сделать среду вокруг себя лучше?» – добавил общест­венник.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах