Ростовский ученик Мстислава Ростроповича

   
   

Вася Бронников, студент четвёртого курса Ростовской консерватории, исколесил вместе со знаменитым виолончелистом и дирижёром Мстиславом Ростроповичем всю Европу. Знакомство с Маэстро стало поворотом в его судьбе.

"Карьера" маленького музыканта началась в далёком уже детстве весьма неожиданно.

- Когда мне было шесть лет, сестра спросила: "Хочешь играть на трубе?" Я даже не знал, что это такое, но согласился, и меня отвели в музыкальную школу, - вспоминает Вася. С тех пор он стал проводить с этим инструментом по четыре, а иногда и по шесть часов в день: "Такой распорядок был несладок, особенно для мальчишки моего возраста, но мыслей бросить музыку не возникало: наверно, влюбился в неё..."

Проблем при поступлении в вуз у Васи, уже лауреата международных конкурсов, не было. Все преподаватели знали его: ведь он, будучи ещё в музыкальной школе, часто выступал на сцене консерватории с оркестром или в сопровождении фортепьяно.

"Маэстро обнял нас и расцеловал"

На первом курсе начинающий музыкант победил в конкурсе за звание стипендиата Фонда Ростроповича. Мстислав Леопольдович сам отобрал талантливых молодых ребят со всей России и организовал концерт в Москве, на котором они должны были играть. Вася вышел на сцену и увидел в зрительном зале маэстро: "Пальцы сразу задрожали, лучше б уж на него не смотрел". После концерта руководитель подвёл его к Ростроповичу. Мстислав Леопольдович похлопал Васю по плечу: "Молодец, отлично играешь, но репертуар у тебя ужасный". Потом вдруг обнял их обоих и расцеловал. "Мы с преподавателем после этого решили, что умываться не будем, чтоб сохранить поцелуй гения", - смеётся трубач.

Ростропович пригласил Василия Бронникова и ещё четверых стипендиатов на гастроли. "Я очень боялся, что разочарую его. Продумал всё вплоть до своего внешнего вида. Вычитал где-то, что Мстислав Леопольдович ненавидит джинсы, и перед встречей с ним в Нижнем Новгороде переоделся в лёгкие брюки. Замёрз ужасно, но, впечатление произвёл благоприятное", - вспоминает Вася.

Ростропович относился к молодым музыкантам как к родным детям. Воспитывал он их исключительно "пряником", о "кнуте" и речи не было. На репетициях подолгу работал с каждым индивидуально. Лично следил, чтобы они хорошо питались, не переутомлялись. Как-то в аэропорту несовершеннолетнего Васю не пропустили в самолёт: не было доверенности. Мстиславу Леопольдовичу не удалось договориться с непреклонными служащими, и тогда он сказал: "Если тебя не пропустят, я сам останусь с тобой. Улетим только вместе!" Васю всё-таки пропустили.

И всюду их ждал аншлаг...

...Ростропович давал много дельных советов, но одно из его наставлений запало в душу особенно: "Я репетировал в одном зале с оперными певцами, среди которых была и его жена Галина Вишневская. Один из вокалистов пожаловался на то, что моя музыка мешает, и я тут же отложил трубу. Зашёл Ростропович и, узнав причину моего безделья, сказал: "Не слушай никого, играй всегда!" С тех пор это стало моим девизом".

Ещё одно яркое воспоминание молодого музыканта связано с Галиной Вишневской. Преподаватель дал в дорогу книгу об этой певице и попросил Бронникова раздобыть для него автограф Галины Павловны: "Я ждал её за кулисами, а когда увидел эту звезду, онемел. Она, заметив книгу в моих руках, спросила: "Расписаться? Как тебя зовут?" Из головы напрочь вылетело, кому на самом деле предназначался автограф. Оперная дива вывела на развороте: "Васе на добрую память".

Ребята три года гастролировали вместе с маэстро: по Золотому кольцу, летали в греческий город Коваллы, в Лондон, выступали в Гаво - лучшем камерном зале Парижа, играли в Люксембурге и в Москве. Везде их ждали аншлаг и самый главный зритель в первом ряду - Мстислав Леопольдович. Один раз Ростропович сделал исключение: "На саратовском концерте он вышел вместе с нами на сцену - дирижировал, это был один из самых счастливых дней в моей жизни".

...В прошлом году Вася ездил на похороны великого Ростроповича. К храму Христа Спасителя пришли тысячи людей, люди искренне плакали. "А мне не верилось, что такой шумный и молодой души человек ушёл из жизни. Было чувство, что я хороню родственника, - вздыхает Бронников. - Но он был большим оптимистом, и мне тоже не хочется унывать. Просто я буду очень много работать, чтобы оправдать его надежды".

Анна Ивченкова

Фото из архива В. Бронникова

Смотрите также: