Жительница города Шахты Ростовской области Виктория Склярова несколько лет назад пришла в спортивный зал улучшить фигуру, а в итоге стала чемпионкой мира по смешанным единоборствам (ММА). Что привело хрупкую девушку в этот спорт, как ее карьере помог рэппер Баста и смотрит ли дочка Виктории ее бои, рассказывают «АиФ на Дону».
«Могла быть агентом ФБР»
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: ММА (от англ. Mixed Martial Arts) - одно из самых жёстких боевых искусств. В нём сочетаются различные техники, школы и направления единоборств. Как получилось, что вы, хрупкая красивая девушка, оказались в этом виде спорта?
Виктория Склярова: В детстве быть принцессой не мечтала, хотела стать агентом ФБР. Игры были соответствующие. Но при этом не занималась никакими видами спорта, родители считали, что для этого у меня слабое здоровье. Однако, когда папа смотрел бои по телевидению, а делал он это часто, я садилась перед экраном вместе с ним. Теперь мама ему в шутку говорит: «Это из-за тебя дочка стала бойцом».
Сначала всё складывалось стандартно: замужество, рождение дочери, котлеты и борщи. В какой-то момент, мне тогда было 23 года, решила пойти в спортзал, привести в порядок фигуру. Сначала ходила нерегулярно, зато с удовольствием себя фотографировала на тренажёрах и отсылала знакомым - вот, мол, занимаюсь.
Потом устроилась администратором в зале, параллельно тренировалась, но уже много и часто. Однажды тренер предложил мне попробовать кроссфит, по сути это высокоинтенсивная тренировка, куда входят и тяжёлая, и лёгкая атлетика, элементы гимнастики, ходьба на руках и т.д. У нас в Шахтах тогда о таком никто и не слышал. По окончании тренировки наставник сказал: «Ого, да ты машина».
Всегда думала, что я слабая, никчёмная, в общем, комплексов было много. И вдруг такой результат. Это меня воодушевило: «Чёрт возьми, значит, я могла быть агентом ФБР!» Но если серьёзно, то это положило начало занятиям спортом. Потом поступило предложение провести бой по правилам ММА. Так я оказалась в Москве лицом к лицу со своей первой соперницей. Родителям сказала, что лечу на соревнования по кроссфиту.
- Первый бой окончился победой?
- Обычно в ММА приходят после занятий каким-то спортом: самбо, тайским боксом, я же была новичком. Первый бой проиграла. У меня вылез из перчатки мизинец. Я стала махать рукой, а это было воспринято судьями как просьба остановить бой, что означает автоматическую сдачу. Да, обидно было. Даже подруга, которая всегда поддерживала меня, сказала: «На что ты рассчитывала, не умеешь же пока ничего». Это только раззадорило. Решила продолжить тренировки и повторить. Вот так и затянуло меня в ММА.
Следующий бой я уже выиграла, причём в первом раунде, всё произошло за минуту. Выброс адреналина просто потрясающий! Каждый раз, независимо от того, была это победа или поражение, испытываешь очень сильные эмоции. Потом меня заметили и пригласили в известный клуб «Пересвет». В данный момент тренирует меня Константин Закараидзе в клубе «Fight Baza».
«Каждая ошибка - это пропущенный удар»
- ММА ещё называют «боями без правил». В них действительно нет никаких правил?
- Там огромный свод правил, за нарушение которых могут дисквалифицировать, есть запрещённые удары. Так, если три конечности соперника на настиле, то нельзя с ноги ударить его в голову. Но в стойке это разрешено.
Проходят бои в основном в клетке, она называется октагон. Он удобнее ринга, боец не может вывалиться за пределы и получить из-за этого травму. Сказать, что бой - это выброс агрессии, не могу. Конечно, когда напротив стоит дама, желающая разбить тебе лицо, трудно быть милой. Но нельзя поддаваться злости, неконтролируемой ярости. Это мешает сосредоточиться. Если пойдёшь на поводу эмоций, ошибок не избежать. А каждая ошибка - это пропущенный удар.
Помню, в одном бою пропустила много, были «отсечки» (рассечения), синяки. Потом долго на глаза родителям не показывалась, отговаривалась занятостью, не хотела их расстраивать. Что ж, травмы - это опыт, зато стала теперь лучше защищаться. Но бывает, что и носы ломают. Хотя сейчас всё легко восстанавливают. Кстати, никогда не слышала от профессиональных бойцов-женщин, что были потом проблемы с деторождением.
- Вас можно поздравить с титулом чемпионки мира, который вы получили в мае этого года на международных соревнованиях (IOMAF World Championship в рамках International Extreme Games) по ММА в Греции на острове Родос. С кем вам там пришлось бороться?
- Дралась с девушкой из Алжира на категорию (весовую) выше. Иногда выбирать не приходится, женщин в ММА не так много. Честно говоря, думала, не попаду на чемпионат. Отбор я прошла, уже в Москве выяснилось, что поездку придётся отменить из-за финансовых проблем. В итоге мне светили лишь соревнования в Анапе. Мой друг Руслан, тренер Басты (Василия Вакуленко) узнал про мои проблемы. Он познакомил меня с известным рэпером, и тот помог организовать моё участие в чемпионате. Я очень благодарна всем, кто оказал мне поддержку.
- Как вы готовитесь к боям?
- За три года занятий ММА я отпуск не брала. А при подготовке к соревнованиям заниматься приходится на пределе возможностей. Утром пробежка пять километров, потом велосипед - 10 километров. И это просто разминка. В день две-три тренировки длительностью от полутора до двух с половиной часов. Встаю в шесть утра, в девять вечера выключаю Интернет и телефон, ложусь спать. Режим важен. Диету жёсткую тоже приходится соблюдать. Какие там тортики и алкоголь… А сахар и соль из моего рациона исчезли года три назад.
Место на кухне?
- Что же, личной жизни тоже нет?
- На неё просто нет времени. Так получилось, что с мужем мы развелись, но поддерживаем хорошие отношения. Когда выпадает свободный день, еду к дочке. Сейчас Лера живёт с бабушкой и дедушкой, и больше внимания на данный момент ей уделяет бывший муж.
Дочка знает, что у меня напряжённый график тренировок при подготовке к соревнованиям. Кстати, мои бои она не смотрит, я против. Она знает, чем я занимаюсь, гордится моими успехами. Лера растёт другой: платьишки, куклы, бантики её интересуют гораздо больше, чем меня в детстве. Но в любом начинании во взрослой жизни я ее поддержу.
- А всё же, какого мужчину вы видите рядом с собой?
- Сильного. Морально и физически. Такого, чтобы я чувствовала себя рядом с ним мягкой, слабой женщиной. Жёсткости мне хватает и на боях. Правда, я не вижу себя в фартуке перед плитой. Всё-таки не моё это. Многие мужчины и даже спортсмены ММА не одобряют женские бои. Притесняют нас. Причём женщина-охранник или женщина-грузчик - нормально. Ни у кого не вызывает порицания представительница слабого пола, таскающая шпалы, например. А вышла на бой - начинают пальчиком грозить.
- Вы в жизни тоже такая же решительная, как на октагоне?
- Да, перед трудностями не отступаю. Считаю, что когда занимаешься любимым делом, нужно полностью ему отдаваться. Идти к цели без сомнения. Потом обстоятельства подстроятся под тебя. Первые проигрыши были очень тяжёлыми для меня, я начинала заниматься самобичеванием: подвела тренера, команду. Но однажды тренер-реабилитолог Тонда Бьйорн сказал мне: «Самокопание - это болото, куда ты себя затягиваешь. Ошибка - всего лишь опыт. Исправь её и иди дальше». С тех пор я не жалею ни о чём.
Кстати, в жизни мне не приходилось пока сталкиваться с ситуациями, когда за мной, например, на тёмной улице увязался бы подозрительный субъект. А жаль… Сейчас бы вам с удовольствием об этом рассказала. И это несмотря на то, что я из города Шахты, из района ХБК (Хлопчатобумажного комбината), а он пользуется дурной славой среди жителей.
- А что делаете в свободное время?
- Люблю фотографировать. Но не себя, а здания и природу. Когда приезжаю в новые города, стараюсь пробежаться с фотоаппаратом по окрестностям, сделать снимки. Самые удачные никому не показываю, сама рассматриваю. Нравится ходить в кино, на триллеры, чтобы до последнего нервы на пределе. И чтобы никто рядом не шепнул: «Убийца - садовник».