В этой работе принимали участие около 20 студентов из Ростовского государственного строительного университета, Технического университета из немецкого Вупперталя и швейцарского университета прикладных наук в Берне.
Как отметил профессор университета из Вупперталя Юрган Герлах, при разработке транспортной схемы учитывался опыт Германии, принимавшей Чемпионат мира в 2006 году, а также Швейцарии, где в 2008 году проводился Чемпионат Европы по футболу. Кроме того, учитывались все требования Международной федерации футбола (ФИФА).
По словам заведующего кафедрой ОПД РГСУ Владимира Зырянова, работа студентов подкреплена результатами моделирования, учитывающего транспортную схему и точки притяжения всех видов транспорта. Микромоделирование позволило определить транспортную нагрузку на том или ином участке, а также наиболее «узкие» места, где возможны заторы. Учитывался и опыт проведения матчей чемпионатов мира, показывающий, например, что за 3 часа до начала игры стадионы наполняются в среднем на 60%, а за один час - на 90%. Соответственно, исходя из этого, рассчитывался алгоритм работы общественного транспорта.
Одно из основных предложений студентов связано с организацией на время проведения матчей Чемпионата бесплатного транспортного сообщения с помощью shuttle train – железнодорожного транспорта, курсирующего на небольших участках. Проработаны и конкретные маршруты. Первый из них будет связывать главный стадион и площадь Ленина, второй - стадион и Привокзальную площадь (через Темерницкий мост), а третий - стадион и пересечение пр. Стачки с ул. Зорге (через Западный мост). Шаттлы также будут связывать с главной ареной тренировочные поля, гостиницы и фан-зону на Театральной площади, которая вместит более 100 тысяч человек.
Станцию для автобусов-шаттлов планируется разместить около стадиона. Она будет состоять из двух платформ протяженностью по 100 метров. Поезда, состоящие из 4 вагонов, будут ходить с интервалом 6 минут и перевозить до 10 тысяч человек в час. К примеру, от железнодорожного вокзала до стадиона, по расчетам студентов,
можно будет добраться всего за 5 минут.
Для беспрепятственного движения обычных автобусов студенты предлагают организовать выделенные полосы, которые будут ограждены от остальной проезжей части, чтобы предотвратить выезд на них автомобилей. Сами автобусы для удобства людей с ограниченными физическими возможностями должны быть низкопольными, а также оборудованы экологичным двигателем и системами кондиционирования.
Отдельно проработана и организация парковочного пространства. В частности, предлагается построить перехватывающие парковки около нового аэропорта, а также на Батайском и Таганрогском направлениях. Двухуровневая парковка на территории самого стадиона будет рассчитана на 2,5 тысячи мест. Для удобства водителей студенты предлагают установить экраны с информацией на русском и английском языках о местах парковок и наличии на них свободных мест.
Большое внимание в подготовленной стратегии отводится и организации пешеходного трафика. К примеру, на отдельных участках Садовой предлагается разрешать только пешеходное движение, а Ворошиловский мост, который планируется расширить до шести полос, будет работать только для пешеходов и вип-транспорта.
В качестве альтернативного транспорта студенты предлагают использовать велосипеды и скутеры, пункты проката которых будут открыты в разных районах города.
По словам Юргена Герлаха, перед тем как приступить к разработке стратегии они полагали, что столкнутся с серьезными трудностями, связанными, прежде всего, с тем, что Дон будет являться серьезным препятствием для транспортного сообщения со стадионом, который расположится в левобережной части города. Однако впоследствии были найдены удачные решения, позволяющие решить эту проблему.
Прямое сообщение между берегами предлагается наладить с помощью канатной дороги, которая свяжет площадку на пересечении пр. Чехова и ул. Седова со стадионом. Планируется, что при пропускной способности две тысячи человек в час по канатке будут передвигаться десять кабинок вместимостью 32 человека каждая. Впрочем, есть здесь и большой минус, связанный с высокой затратностью проекта.
Еще одно любопытное предложение связано с организацией паромной переправы. По выкладкам студентов, два парома вместимостью 250 человек каждый смогут перевозить до полутора тысяч человек в час. Правда, и здесь есть свои недостатки, так как паром затруднит судоходство по Дону.
Подводя итоги семинара, заместитель главы Администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Виктор Кочерга отметил, что в представленной стратегии есть очень интересные и, главное, полезные предложения, заслуживающие детальной проработки и последующей реализации. Ну а сам Чемпионат мира, безусловно, позволит модернизировать весь дорожно-транспортный комплекс донской столицы.