Полиция и Банк России в последнее время отмечают рост количества мошеннических звонков. Какие методы придумали злоумышленники и как от них защититься, выяснял Rostov.aif.ru.
Мошенники пугают жертв уголовкой
В декабре жители страны готовятся к наступлению праздников. Магазины проводят распродажи и заманивают клиентов скидками. Но этот период – благодатное время для финансовых мошенников. Как рассказала Управляющая отделением по Ростовской области Южного ГУ Банка России Наталья Леонтьева, за 11 месяцев 2022 года от жителей региона поступило на 10% больше жалоб на действия кибермошенников, чем за аналогичный период прошлого года: 225 против 205.
«Есть сообщения об оформлении на человека кредита или займа без согласия людей. Как правило, это происходит онлайн или когда человек под влиянием мошенников сам получает деньги, а потом даёт их злоумышленникам в руки или переводит на их счёт», - пояснила Наталья Леонтьева.
Об увеличении количества жалоб говорят и в полиции – правоохранители связывают это с тем, что всё больше людей переходят на онлайн-платежи, даже люди старшего возраста.
«Якобы сотрудники правоохранительных органов говорят, что на имя абонента пытаются оформить кредит в банке по поддельным документам, - рассказал начальник отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Ростовской области Александр Горлов. - Они ссылаются на уголовную статью за подделку документов, а также на статью о неразглашении тайны следствия, угрожая, что если жертва кому-то расскажет о звонке, то будет возбуждено уголовное дело, после чего абоненту грозит срок от трёх до шести лет».
В итоге напуганные люди снимают деньги, не говоря о цели сотрудникам банка, и переводят на подконтрольные злоумышленникам счета.
Александр Горлов уверен: подозрительные звонок лучше сбросить. Если настоящим правоохранителям потребуется человек, его вызовут повесткой на проведение следственных действий и предоставят необходимые документы.
«И служба безопасности банков не звонит гражданам, это нонсенс. Исключение только одно: когда идёт сомнительная операция, банки могут позвонить гражданину чтобы уточнить, действительно ли он хочет совершить её. Некоторые банки такую процедуру блокируют и вызывают клиента в офис», - пояснил начальник отдела Управления уголовного розыска.
Звонят не из колоний
И всё-таки, несмотря на все усилия мошенников, динамика раскрываемости таких преступлений положительная. В 2022 году в регионе задержали несколько групп, которые с подставных номеров звонили жителям – отмечено порядка 20-30 эпизодов по Ростовской области и несколько по другим регионам России.
Есть расхожий стереотип, что часто таким видом мошенничества занимаются люди, которые находятся в колониях. Но, по словам Александра Горлова, раскрытые преступления в большей степени его опровергают.
«Здесь работают более квалифицированные мошенники, используют последние методы социальной инженерии и используют различные платёжные системы для перевода похищенных денежных средств. Это не уровень колонии», - подчеркнул он.
При этом новые способы мошенничества так и не изобретены: злоумышленники модернизируют старые.
«Если раньше представлялись только сотрудниками службы безопасности банка, то теперь ещё и сотрудниками органов внутренних дел. Но цель одна – заполучить кредитные деньги или личные сбережения граждан», - добавил Александр Горлов.
Самообразование поможет защитить деньги
Свой опыт разговора с мошенниками есть и у Натальи Леонтьевой.
«Раньше из принципа не отвечала на незнакомые номера, но подумала, что надо тоже получить такой опыт. Мне тоже звонили и представлялись сотрудниками крупного банка. Мошенники пользуются нашей растерянностью, поэтому важно сохранять спокойствие», - рассказала она.
По словам начальника отдела Управления уголовного розыска ГУ МВД по Ростовской области Александра Горлова, у злоумышеленников два оружия – страх граждан и финансовая неграмотность.
Со вторым фактором Банк России борется при помощи государственной и региональной программ обучения, а также на Неделе финансовой грамотности. Курс по финансовой грамотности проходят и школьники с четвёртого по девятый классы.
По словам Натальи Леонтьевой, на созданном Банком России ресурсе https://fincult.info/ можно обращаться при возникновении спорных ситуаций – человек может узнать, что делать в том или ином случае.
Но существуют и привентивные меры. Банк России совместно с Минцифры блокирует мошеннические сайты, а также содействует операторам связи в блокировке подменных номеров и рекомендует блокировать банковские карты, на которые поступают несанкционированные переводы.
«С октября 2022 года Банк России предложил механизм самозапрета на выдачу кредитов и онлайн операций в банке, где обслуживаются клиенты, - рассказала Наталья Леонтьева. - Можно установить максимальную сумму транзакции или лимит трат на определенный период времени. Это помогает блокировать мошенникам оформление кредита, даже если они поступили доступ к карте. Запрет можно снять в любой момент».
Новый закон, который вступит в силу в октябре 2023 года, автоматизирует обмен между Банком России и МВД. Это ускорит расследование дел – не нужно будет тратить время на подготовку запросов данных и переписку между правоохранительными органами и банками.
«Правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать сведения о мошеннических операциях. Обмен данными будет с учётом банковской тайны. А МВД будет передавать данные о совершённых противоправных действиях», - пояснила Наталья Леонтьева.