Печально, но факт: чаще всего люди сами отдают свои деньги жуликам. Мошенники используют психологию и человеческие слабости: они ловят нас на беспокойство за близких, угрозу потери денег, заставляют откликаться на громкие события. Есть и другие наживки. Вместе с экспертами МТС разобрались в любимых приёмах мошенников и выяснили, как ростовчане могут этому противостоять.
Беспокойство за близких
У каждого из нас есть близкие, родственники или друзья, которые нам не безразличны и за которых мы искренне переживем и которым доверяем: дети, родители, супруги и кровные родственники. Вот то от их-то имени часто и действуют мошенники. О классическом телефонном приёме: «я в беде, нужны деньги» знают сегодня, наверное, все. Но благодаря современным средствам связи этот приём по-прежнему очень распространён. Мошенники имитируют голоса родных знакомых будущей жертвы через специальные программы – они есть в открытом доступе. Добавив психологическое давление - сбивчивый тон, слёзы, истерику – жулики, по сути, отключают у человека его прагматичное мышление. Когда речь идёт об угрозе жизни и здоровью наших родных и близких думать некогда – надо действовать. «Помогу, потом разберёмся», — решаем мы.
Ситуация усугубилась с введением санкций к части российских банков: мошенники активно предлагают людям перевод средств на «безопасный счёт». Там, мол, вашим сбережениям ничего не угрожает. На самом деле предлагаемый счёт принадлежит злоумышленнику, и человек в итоге потеряет свои сбережения. Искусно смешивая ложь с долей правды, негодяи получают то, что хотели – наши деньги.
Жажда бесплатного сыра
Желание получить что-то легко и бесплатно, пожалуй, одна из вечных человеческих слабостей. Именно поэтому так популярны всевозможные розыгрыши в соцсетях. Среди их участников много вполне обеспеченных людей, которые в состоянии сами купить, то, что обещает «розыгрыш» в качестве приза. Но халява — это ловушка, в которую попадают иногда даже самые трезвомыслящие граждане. Этим и пользуются мошенники.
В качестве наживки человеку предлагают: оплатить доставку некоего подарка, «налог» на него или просят внести небольшой залог, как гарантию, что выигравший приз «счастливчик» заберет свой подарок. В итоге человек, предвкушая халяву на условные сто тысяч рублей, легко расстаётся с парой сотен, а то и тысяч своих кровно заработанных. Конечно, улов мошенника здесь невелик, но здесь негодяи берут количеством - желающие попасться на удочку часто буквально встают за бесплатным сыром в очередь.
Страх лишиться денег
Это ещё одна наша слабость, которую давно и успешно эксплуатируют мошенники. Чаще всего они выдают себя за сотрудников банков. Сегодня банковские карты есть почти у всех. Поэтому с попыткой развода сталкивается практически каждый человек. Кто-то держит на картах солидные суммы, а кто-то и вовсе не пользуется наличными. Не удивительно, что новость о блокировке или аресте счёта ввергает нас в панику и мы в итоге совершаем необдуманные действия — вплоть до того, что сообщаем CVC-код и срок действия карты фальшивому сотруднику банка.
Активность «мошенников-банкиров» обычно усиливается накануне праздников или резких изменений курса валют в это время люди чаще пользуются банкоматами.
Давить на сострадание
Особо циничные виды развода строятся на сострадании – искреннем желании человека помочь тем, кто попал в беду. Это всевозможные псевдосборы денег на лечение детей, помощь беженцам, пенсионерам, погорельцам и животным.
К «крику о помощи» мошенники часто прилагают душераздирающий текст и даже фотографии манипулируя нашей информированностью о каком-то событии и нашей эмоциональностью: «ну вы же хорошо знаете, как обстоят дела», «помогите сейчас, завтра будет поздно», «чашка кофе — цена жизни» и т. д. Так, ненавязчиво внушается чувство вины, которого у вас не было ещё пять минут назад.
В итоге многие люди отправляют деньги не столько из жалости, сколько от желания избавиться от душевного дискомфорта. Поэтому очень важно хорошо думать, прежде чем перечислять деньги на благотворительность. Ведь даже христианские апостолы советуют: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь кому подаёшь».
Как не стать жертвой мошенников?
Есть несколько совсем не сложных правил:
* Не принимайте решений на фоне паники, стресса, недопонимания каких-то деталей происходящего. Козырная карта мошенника — ваше эмоциональное действие в условиях цейтнота.
* Твёрдо и всегда требуйте время на то, чтобы подумать или посоветоваться, если точно не знаете с реальной проблемой вы столкнулись или с обманом. Попросите перезвонить/написать через полчаса — этого зачастую хватает на то, чтобы охладить и проверить факты.
* Придумайте с близкими кодовое слово и договоритесь называть его в случае беды. Узнать это слово у мошенников нет никаких шансов. Даже если они смогут сымитировать голос близкого вам человека или взломать ваш аккаунт в соцсети.
* Скептически относитесь к сообщениям вроде: «Поздравляем! Вы выиграли…». Честные организаторы розыгрышей всегда отправляют призы за свой счёт или иногда наложенным платежом. И не будьте наивны: никто из незнакомцев не горит желанием материально вас осчастливить.
* Проверяйте достоверность информации о сборе денег для помощи нуждающимся перед тем, как отправить перевод. Это не займёт много времени, зато вы поможете тому, кто реально попал в беду, а не обогатите мошенников.
* И главное. Ни при каких обстоятельствах не называйте секретные данные карты и коды, которые приходят к вам на телефон. Банки НИКОГДА не требуют от клиентов такой информации.
* Кстати. Иногда узнать о том, кто вам звонит, можно ещё до того, как вы снимите трубку. Можно даже и вовсе заблокировать спамеров и других нежелательных собеседников. Подробнее о том, как это сделать абонентам МТС, можно узнать здесь.