Примерное время чтения: 8 минут
350

Выходите, конечная. Водитель автобуса – о забытых вещах и ЧП в салоне

Как мастерами своего дела становятся молодые представители рабочих профессий? Чаще всего, глядя на своих родителей. Ростовчанин Роман Костюченко – продолжатель династии водителей общественного транспорта, и сам уже 13 лет подряд каждый день садится за баранку автобуса и везёт горожан на работу, в школу, поликлинику, магазин.

Что самое интересное в работе, какие необычные ситуации происходят на линии и как готовятся к выходу в рейс, он рассказал rostov.aif.ru.

Сам заработал на обучение

История династии берёт своё начало в советское время. Дед Романа Александр Андреевич водил троллейбус, а бабушка Марина Павловна работала в том же депо водителем трамвая. В 1990-е годы по их стопам пошёл отец Романа Сергей Александрович – сначала он работал слесарем, а потом тоже стал водить троллейбус.

В конце 1990-х годов электротранспорт в Ростове переживал не лучшие времена: сильно сокращались линии, а депо, в котором работала почти вся семья юного ростовчанина, закрыли. Многие водители троллейбуса пошли на автобусы, как раз тогда начинался расцвет коммерческого транспорта и из Европы массово пригоняли разно­образные подержанные машины. Так поступил и Сергей Александрович.

Маленькому Роме тогда было восемь лет, и он тоже стал интересоваться транспортной темой: после школы уходил кататься с отцом, смотрел, как он ремонтирует автобус. Любовь проявлялась во всём.

«Как у всех мальчиков на последнем листе школьной тетради у меня были рисунки, – вспоминает Роман. – Только у всех это были машинки, роботы или мотоциклы, а у меня автобусы! Дома были отдельные тетради для таких рисунков. Я выходил на остановку, внимательно разглядывал автобусы, запоминал, потом бежал домой и по памяти рисовал их точные копии».

И было на что посмотреть, тогда в Ростов ввозили самые разнообразные модели автобусов: и из Германии, и из скандинавских стран, и даже из Франции. Маленькому Роме удавалось посидеть и в кабине, а позже – проехаться до конечной маршрута № 83, которая на тот момент представляла по сути чистое поле. Управление большой машиной вызывало у мальчика дикий восторг, и родилась мечта – непременно стать водителем, когда вырастет.

Путь был предопределён: после школы Роман поступил в автотранспортный колледж, а позже заочно получил высшее образование в ДГТУ. Какое-то время пришлось поработать в такси на отцовской машине, чтобы заработать деньги на свою мечту – обучение вождению автобуса.

Помог авторитет деда

Учиться пришлось на ЛАЗ-695 с механической коробкой передач – сейчас таких на улицах Ростова и не встретишь! На автодроме получалось всё идеально, а вот экзамен на получение прав закончился неожиданно.

«Было лето, стояла сильная жара, чуть ли не +40 градусов, – вспоминает ростовчанин. – Сел за руль, всё делаю идеально. В конце спрашиваю инспектора, ну как, я сдал? Он говорит – нет. Удивляюсь, почему, ведь всё правильно сделал! Он – так ты дверь не закрыл. Пришлось сдавать второй раз».

После получения прав встал вопрос, как устроиться водителем? В какое АТП города Роман ни обращался, молодому человеку отказывали: боялись брать новичка без опыта.

«Мне предлагали года три поработать на маршрутке, а потом приходить на автобус. Но я так не хотел, мне же нравились автобусы», – рассказывает водитель.

Помог случай. В одном из ростовских транспортных предприятий на собеседовании выяснилось, что начальник по безопасности движения работал вместе с дедушкой Романа и отозвался о нём как об ответственном человеке.

«Думаю, что ты такой же ответственный, как твой дед, поэтому возьму тебя и без опыта», – услышал Роман и получил заветное место за рулём. Взявший его на работу человек не пожалел о своём решении.

Приятное с полезным

С тех пор ростовчанин в профессии уже 13 лет – без перерывов. В его копилке даже награды за участие в городском конкурсе профессионального мастерства водителей – третье место по скоростному маневрированию и третье место в абсолютном зачёте конкурса.

«Часто спрашивают, сложнее ли автобусом управлять, чем обычной машиной? – говорит Роман. – Если честно, когда появляется опыт, то нет. В каких-то моментах даже проще. Ты большой, у тебя преимущество, и, когда собираешься совершить манёвр, маленькие машины предпочитают пропустить большой автобус».

По его словам, важно чувствовать габариты – длину и ширину. Если нет пространственного мышления, то, как ни учись, не получится, считает Роман. Есть коллеги, которые придумывают себе какие-то метки, например, болтик на дворнике, и по нему уже определяют, где колёса автобуса. Но молодой человек считает, что это неправильный подход.

Часто в Ростове можно услышать о нехватке водителей общественного транспорта: молодёжь в сферу идёт неохотно. При этом в советское время профессия была уважаемой – сродни капитану корабля.

«Работа у нас тяжёлая – как физически, так и морально, – отмечает Роман. – В условиях Ростова недостаточно просто уметь водить, нужно понимать все нюансы системы. Кроме того, много времени проводишь за рулём, весь день в напряжении, сосредоточен на дороге, ведь это большая ответственность – везти 100 человек. Устают голова, глаза. Сложно следить за дорогой и принимать оплату пасса­жиров».

Просыпаться приходится в 3–4 часа утра в зависимости от графика. Перед выездом автобус нужно осмотреть: проверить на повреждения, посмотреть уровни масла, охлаждающей жидкости, состояние колёс, выяснить, горят ли все световые приборы. После этого водители проходят осмотр врача, который измеряет давление и даёт «дунуть в трубочку». Затем выдаётся путевой лист, механик ещё раз осматривает автобус.

Хотя ежедневно водитель ездит по одному и тому же маршруту, каждый рейс всё равно получается разный. Случаи в автобусе тоже бывают всякие – и всегда нужно найти правильный выход. Например, несколько лет назад в салоне умер человек.

«Приезжаю на конечную остановку, все вышли, кроме одного пассажира, – вспоминает Роман. – Объявляю, что конечная, а он не реагирует. Подхожу, а он сидит, облокотившись на стекло. Кричу, хлопаю по плечу – не отзывается! Наклоняюсь, а лицо – синего цвета. Вызвал экстренные службы, они приехали, констатировали смерть. Выяснилось, что во время поездки у него оторвался тромб».

В другой раз в салоне нашлось портмоне. Внутри – кредитные карты и удостоверение ветерана Великой Отечественной войны. Понимая, что владелец может не вспомнить, где оставил свои вещи, Роман попытался сам найти его.

«Смотрел через различные площадки в интернете. Нашёлся домашний телефон, однако выяснилось, что квартиру уже продали. Но у новых собственников оказался мобильный номер сына этого человека – они дали мне его после того, как я рассказал всю историю. Я позвонил ему, и вечером удалось передать документы», – рассказал ростовчанин.

Работа водителем – это ещё и способ познакомиться с разными людьми. К примеру, когда в 2018 году в Ростове был ЧМ по футболу, Роман работал на маршруте, который связывал аэропорт Платов с центром Ростова. Возить довелось мексиканцев, которые дали примерить свои знаменитые шляпы!

Тем не менее, Роман нисколько не жалеет, что пошёл именно в эту профессию. И даже свою любовь он встретил на работе – супруга Виктория работала секретарём директора. Вместе они уже девять лет.

«Для меня это не только работа, но и хобби, – отмечает Роман. – Кому-то нравится ездить на мотоцикле, но пользу окружающим это не приносит. А я совмещаю приятное с полезным. Мне нравится вождение автобуса, и я могу делать это хорошо».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах