aif.ru counter
АиФ - Ростов 1508

«Трубку мира с нами курить не стали». Этнолог - о стереотипах об индейцах

Играя мальчишкой в индейцев, Игорь Гуров мечтал стать одним из них, но в итоге решил остаться самим собой. Теперь он - один из самых известных индеанистов России. О своей работе Игорь рассказал «АиФ на Дону».

Игорь Гуров / Из личного архива

Мальчишкой он зачитывался романами Фенимора Купера, воображая себя последним из могикан. Студентом плясал у костра на закрытых Пау-Вау - фестивалях, которые тайком от гэбешников устраивали совет­ские индеанисты.

Досье
Игорь Гуров. Родился 10.07.1962 г. в Уссурийске. Окончил КубГУ. Член Творче­ского Союза художников России, постоянный участник российских и международных фестивалей индей­ского искусства и культуры (Пау-Вау). Более 30 лет собирает коллекцию предметов индей­ского быта. Женат.

Несколько лет жил в резервациях племён Черноногих, Лакота, Нискуалли. И в конце концов понял: бледнолицые никогда не станут краснокожими, даже если выкурят с ними хоть десяток трубок мира.

Сегодня Игорь Гуров - художник, этнолог и коллекционер. В донскую столицу он привез выставку «Дикий Запад. Североамериканские индейцы. Мифы и реальность».

Более 30 лет он собирал уникальные народные костюмы, расшитые раскрашенными иглами дикобразов и бисером, наспех скрученные из лоскутков детские куклы, ритуальные маски, с помощью которых вызывали дожди, и многое другое.

«АиФ на Дону» узнали, какая история стоит за этими вещами и что они значат для самого коллекционера.

Первобытный человек

Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»:  Игорь Иванович, в советское время многие дети играли в индейцев. Одни росли на книжках Фенимора Купера, другие - на фильмах с Гойко Митичем, которые тогда крутили в совет­ских кинотеатрах. Но книжки дочитывались, фильмы досматривались, а дети вырастали. Но некоторые, как вы, например, продолжили играть и доигрались до того, что стали одним из самых известных российских индеанистов.

Игорь Гуров: Наверное, советские мальчишки, да и девчонки тоже, с таким удовольствием переносились в мир раскалённых прерий, полный опасностей и романтики, потому что добро и зло там обозначались очень чётко.

Коренной народ храбро защищал свои земли от коварных и алчных захватчиков. Детям нужны такие истории. Хотя, повзрослев, они узнают, кто на самом деле победил в этой борьбе.

Но у меня всё началось не с индейцев. А с книжки Сергея Писарева, которую он написал, изучая материалы археологических раскопок в районе современной Карелии и Ленинградской области.

Это была повесть об охотнике из племени Береговых Людей, и он так живо описывал первобытную культуру, обычаи жителей каменного века, что для меня, впечатлительного мальчишки, стало потрясением.

Потом даже пытался самостоятельно соорудить из камня подобие ножа. Надо сказать, что в отличие от современных детей у нас было гораздо больше свободы. Я родился в семье офицера на Дальнем Востоке и всё детство провёл в военных городках, отрезанных от большой цивилизации тайгой.

Родители допоздна работали, а мы могли целыми днями носиться в лесу, ловили змей или огромных бабочек-махаонов. Поэтому вся эта история с первобытным строем хорошо легла на то, в каких условиях мы росли.

А с индейцами меня уже познакомил дядя. Он был художником и как-то принёс собрание сочинений Купера с потрясающими иллюстрациями. Так всё и началось. Но вы правы, это увлечение могло остаться в детстве, как у большинства, но всё-таки оно пробудило нечто большее, чем любопытство.

Я изучал любую информацию про коренных американцев, а тогда её было гораздо меньше, чем сейчас, и далеко не вся была на русском языке. Многие статьи были в иностранных журналах, пришлось выучить польский, немецкий, английский языки.

- И это помогло вам найти единомышленников?

- Их я нашёл не за рубежом, а у нас, когда был уже студентом краснодарского худграфа. Мы приехали писать пейзажи в Ленинград, и я первым делом отправился в Кунсткамеру, где хранится уникальная двухсотлетняя коллекция, собранная в начале XIX века нашими соотечественниками.

В 1812 году на землях племени Кошайя в Калифорнии Российская империя построила форт Росс - так царская армия спасала местное население от испанских колонизаторов, а в заливе реки Малая Бодега находилась пристань для разгрузки товаров с судов Российско-Американской компании.

Индейцы дарили или продавали русским морякам и офицерам разные диковинки, которые потом собрал в одну огромную коллекцию сотрудник Императорской Академии наук Илья Вознесенский. Он вообще провёл огромную работу по изучению жизни аборигенов.

И сегодня собрание МАЭ РАН по коренным народам Северо-Центральной Калифорнии является самым ранним в мире, таких экспонатов нет даже у американцев. Кстати, несколько лет назад в Питер приехала индейская делегация потомков тех людей, чьи вещи хранятся в Кунсткамере.

В музее, увидев реликвии своих предков, они стали молиться. Кто-то плакал, потому что узнал уникальный семейный узор на посуде и одежде. Так что студентом я оказался в нужном месте в нужное время. Одна из музейных работниц дала мне приглашение на закрытую встречу ленинградских индеанистов - Пау-Вау (КГБ считало такие сборы подозрительными).

Трубку мира выкурить отказались

- Так вы обрели ещё одну семью, вернее, племя?

- Наверное, это будет слишком громко сказано, но встретить людей, близких по духу, дорогого стоит. Да, сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что мы были этакими романтиками, играли в индейцев, хотя это были игры от души, а не бутафория.

Чего стоит одна акция «Священный бег», в которой я тогда тоже принимал участие. Раньше различные племена придавали бегу сакральный смысл, они устраивали священные забеги, которые не имели никакого отношения к спортивным состязаниям, а были ритуалами, посвящёнными прославлению Великого Духа и Матери-Земли, своего рода молитвой в действии.

И вот такое действо уже современные индейцы, живущие в Америке, решили провести во времена моей молодости. Они организовали пробег Лондон - Москва. Мы, конечно, тоже присоединились, чтобы иметь возможность пообщаться с настоящими краснокожими. И это был хороший опыт. Я бы даже сказал, отрезвляющий.

- Почему?

- Ну хотя бы потому, что они отказались курить с нами трубку мира. И все наши наивные представления об индейцах стали улетучиваться.

Это же живые люди, все разные, каждый со своим характером, а не стереотипные герои. И они не хотят поощрять все те избитые клише, которые навязывает массовая культура. Им не нужны ни жалость, ни сочувствие, ни праздный интерес белых людей.

«Если индеец тебя не подначивает, что-то идёт не так»

- Тем не менее вы оказались в их резервациях, причём не на правах туриста, а по персональному приглашению, что позволило прожить там почти два года и увидеть всё изнутри.

- Несмотря на то, что индейцы не приняли нас за своих, они хорошо отнеслись к нам просто по-человечески, к тому же наши интересы совпадали.

Удалось завести знакомства, которые со временем переросли в дружбу, и таким образом оказаться в резервациях.

В основном жил в племени Южных черноногих в штате Монтана, среди людей, которые сохранили старинные обрядовые вещи. Там-то я уже трубку мира с ними покурил. 

Для них это элемент повседневной традиционной культуры, которым отмечают крупные события, такие как рождение ребёнка, уход в армию или свадьбу.

На своей территории в привычной обстановке индейцы оказались потрясающе открытыми и доброжелательными, всё время подшучивали друг над другом, но беззлобно. Меня тоже не оставили в стороне. И хорошо - если тебя не подначивают, то что-то идёт не так.

- Наверное, там вы и стали собирать свою коллекцию.

индейский головной убор из орлиных перьев
Индейский головной убор из орлиных перьев Фото: Из личного архива/ Игорь Гуров

- Вообще, она тоже зародилась в детстве, когда кто-то из знакомых отца, зная о моих увлечениях, принёс ему в подарок настоящий индейский головной убор из орлиных перьев. Уже потом я узнал, что это действительно редкая вещь.

Охота на орлов в США запрещена, и даже одно перо нельзя просто так взять и вывезти из страны, даже если ты его, допустим, нашёл. Это могут делать только официальные жители резерваций, однако и им запрещено их продавать или передавать кому-то постороннему.

Но эти поездки, конечно, помогли мне коллекцию существенно пополнить. Сегодня в ней сотни экспонатов. Причём самых разных. От ожерелья из медвежьих когтей до детской люльки.

Конечно, много оружия: боевые палицы, томагавки, луки и стрелы. На донскую землю выставку привожу уже не в первый раз и стараюсь не повторяться.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий

Актуальные вопросы

  1. Какой будет новая дорога на Театральном спуске Ростова?
  2. Почему казаки Ростовской области будут срочно переизбирать атамана?
  3. Как будет выглядеть итальянский ветропарк на берегу Таганрогского залива?
  4. Дончанин Геннадий Малахов получил «золото» на фестивале гиревого спорта?
  5. 952 года или 750 лет: сколько на самом деле исполняется Азову?
Самое интересное в регионах
Роскачество
Чего вам не хватает для полного счастья?