Писателя Данила Корецкого широкой публике представлять не надо. Вот уже более 20 лет автор «Антикиллера» радует поклонников своим творчеством. Но было время, когда его романы не хотели печатать, а рукописи годами пылились без дела.
Как не опускать руки?
Юлия Панфиловская, «АиФ на Дону»: Данил Аркадьевич, вы - автор 50 художественных произведений, вышедших общим тиражом свыше 20 миллионов экземпляров. И, наверное, сразу стали любимцем публики и издателей?
Данил Корецкий. Родился в 1948 году в Ростове, в семье врачей.
После школы окончил радиотехнический техникум, затем юрфак РГУ.
Начал службу в правоохранительных органах в должности следователя районной прокуратуры, потом работал в Центральной Северо-Кавказской лаборатории судебной экспертизы.
30 лет преподавал в Институте МВД, сейчас - профессор юрфака ЮФУ. Доктор юридических наук, заслуженный юрист России.
Женат. Имеет сына и троих внуков.
Данил Корецкий: Популярным писателем я стал уже после сорока, хотя первый рассказ написал в 12 лет. А когда принёс свой первый роман в единственный на то время в области литературный журнал, редактор, даже не глядя, посоветовал сократить рукопись на треть. И после сокращения я почти год ждал ответа, который был отрицательным. У меня до сих пор хранится листочек с графиком отправления текстов в разные журналы и газеты. Чёрным цветом заштрихованы клетки с отказом, а красным - публикации. Так вот из восьмидесяти четырёх попыток удачными оказались всего четыре.
- Другой давно бы опустил руки...
- А я никогда не думал о популярности или богатстве, интересно было именно писать. Однажды за мной прислали машину на Богатяновку, где я тогда жил с семьёй. Так молодой водитель подумал, что ему дали неверный адрес, развернулся и уехал. У него в голове не укладывалось, что подполковник милиции может жить в трущобах. Безусловно, с деньгами и почётом гораздо комфортней, чем без них. Но писал я всегда для своего удовольствия, и ради веяния времени никогда не менялся. Ведь был ещё один период: в 90-е пошла мода на иностранных писателей, и меня снова какое-то время не печатали.
Да и когда защищал кандидатскую диссертацию, знакомый профессор сказал, что теперь придётся сделать выбор между наукой и литературой. Мол, совмещать рассказы с кандидатской ещё можно, а вот писать романы уже не получится.
Сегодня я уже доктор наук, но на количестве строк это не отражается. Стараюсь работать каждый день. Раньше по несколько часов писал от руки, потом набирал тексты, а теперь надиктовываю отдельные сцены на диктофон, что колоссально экономит время. Поэтому удаётся выпускать в среднем по одной книге в год.
- А когда вы поняли, что вот он - писательский успех?
- Когда издатель рассказал, что в типографии наборщики стали делать копии моих романов и передавать их друг другу. Ну а вкус настоящей популярности я почувствовал в Чалтыре, заодно пробуя местный шашлык.
Мы сидели в кафе с друзьями, и со мной вдруг захотели пообщаться какие-то личности. Отвели в сторонку и говорят, спасибо, что не парафините и не форшмачите нас, книжки ваши читаем и считаем правдивыми. Оказалось, что на блатном языке парафинить и форшмачить - унижать и позорить.
А была ещё одна история. Как-то раз я принимал участие в съёмках программы «Культурная революция» Михаила Швыдкого. И вот в зале ко мне подошёл молодой человек и стал просить автограф. Правда, протянул он мне томик Омара Хайяма...
Кому верит читатель?
- Данил Аркадьевич, если сегодня зайти в книжный магазин, то складывается впечатление, что детективы не пишет только ленивый, даже домохозяйки. А вы не боитесь утонуть в этом потоке?
- Да, сейчас выходят даже так называемые ироничные детективы, хотя ирония этому жанру противопоказана. А быть невостребованным совершенно не боюсь. Думаю, многомиллионным тиражам способствует и то, что я знаю криминальный мир изнутри. Писателей, которые пишут, опираясь на реальность, по пальцам можно пересчитать. Да, я помещаю героев в выдуманный мир, но их поступки не взяты с потолка, не высосаны из пальца.
Одна популярная сочинительница как-то призналась, что всю нужную информацию берёт из справочников. Но ни в одном справочнике не напишут про традиции преступного мира, как пахнет КПЗ и с чего начинают допрос. А именно детали заставляют читателя доверять писателю.
- Кому из собратьев по перу доверяете вы сами?
- Андрею Кивинову («Умирать подано», «Каникулы строгого режима», сборник «Улица разбитых фонарей» и другие - прим. ред.). Он не только пишет интересно, но и знает милицейскую кухню, у него также всё списано с натуры. Люблю Джона Ле Карре, Грэма Грина.
Но в последнее время читаю мало, в основном смотрю сериалы, которые сегодня научились снимать на высшем уровне. Например, из последних очень понравился фильм «Американцы» - шпионская драма о сотрудниках КГБ, которых под видом местных жителей заселяют в пригород Вашингтона сразу после того, как президентом избирают Рейгана.
- А как рождаются идеи, сюжет?
- Мне хватает жизненных историй. Сейчас работаю над новым романом, который будет называться «Большой куш». За основу взял подлинные события, пересказанные когда-то мне сотрудником МУРа. Речь пойдёт об оперативниках, которым удалось столкнуть лбами две крупные преступные группировки и завладеть очень крупной суммой. Но становятся ли люди счастливее, внезапно разбогатев? И какую цену приходится платить за «сладкую жизнь»?
Все секреты раскрывать не буду, уточню лишь, что случилось это давно, а в книге всё разворачивается в наши дни и не в Москве, а в знакомом читателям Тиходонске.
Что останется на плёнке?
- Возможно, эта история, как и многие другие ваши произведения, заинтересует режиссёров, и мы также увидим её на большом экране...
- Возможно. Хотя, откровенно говоря, мне самому такие картины нравятся редко. Из всех самым удачным, на мой взгляд, оказался фильм «Оперативный псевдоним», он был вторым по популярности после «Бригады», хотя у «Бригады» и бюджет был в разы больше. Неплохо сняли «Рок-н-ролл под Кремлём», где и я сыграл эпизодическую роль. А остальное экранизировали, почти перекроив весь сюжет.
Первый фильм по «Антикиллеру» более-менее похож на книгу, но я был соавтором сценария. Сценарий ко второму фильму писали уже без меня, и там началась мешанина. А когда вышла третья часть, и меня позвали на премьеру в Ростове, то актёр, играющий главного героя, - Гоша Куценко, ушёл из зала до конца показа. Как потом сказали, ему было неловко со мной встречаться после того, что получилось.