Примерное время чтения: 10 минут
306

Мастерская обуви, баня, ферма и пещера. Когда бизнесу кризис не помеха

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "АиФ на Дону" 08/08/2018
Ботинки с картинкой, ремонт кожаной одежды, мебели и салонов автомобилей - всегда можно найти свою нишу в бизнесе, если захотеть.
Ботинки с картинкой, ремонт кожаной одежды, мебели и салонов автомобилей - всегда можно найти свою нишу в бизнесе, если захотеть. / Павел Агапов / Из личного архива

Массовые сокращения сотрудников стали в кризис делом привычным. Организации стараются ужаться и сэкономить на всём.

Уволили? Не беда! Кризис - отличное время для перемен и для создания собственного бизнеса. По крайней мере, именно так решили дончане, которым именно экономический кризис в большой экономике позволил осознать: сам себе хозяин ты именно тогда, когда занимаешься пусть малым, но зато своим делом.

Солёное дело

Галина Майорова раньше занимала пост топ-менеджера в крупной торговой компании, но несколько лет назад поняла, что больше не хочет мучиться по ночам бессонницей, думая о выполнении чужих планов.

И в марте 2017 года Галина открыла в Аксае соляную пещеру, чуть позже ещё одну – в Ростове-на-Дону.

«Этот бизнес честный, поэтому мне и понравился! Я предоставляю полезную и понятную услугу, - говорит Галина Викторовна. - Долго не могли найти подходящее помещение. Нужно было 50 метров, с определённой планировкой, на первом этаже и с отдельным входом. Вроде бы просто, но на деле оказалось не так. Параллельно я изучала все варианты устройства соляной пещеры: смотрела на видео мастер-классы, обзванивала специалистов, просила проконсультировать. Все шли навстречу. Даже мои будущие конкуренты из других регионов делились опытом.

В итоге практически весь ремонт мы с мужем сделали своими руками (на этом хорошо сэкономили). Оптом закупали соляное покрытие для стен, сами же его наносили».

Галина Майорова: доход небольшой, зато не нервничаю, а это дорогого стоит. Фото: Из личного архива Галины Майоровой

Строительные материалы, аренда, оборудование и реклама обошлись в 800 тысяч рублей. Мебель покупали новую, но, по словам Галины, можно было поискать и подержанную - вышло бы дешевле. Первое время реклама шла агрессивная (в транспорте, доставка буклетов в почтовые ящики и т.д.) - тогда ещё не знали, как лучше, и пускались во все тяжкие. Эффективнее же всего сработал старый проверенный способ: раздача листовок на улице. Это делала сама Галина. Заодно общалась с прохожими, рассказывала о галокамере. Потом уже клиенты пошли по сарафанному радио.

«Мы начинали с более высоких цен, но постепенно пришлось снизить. Сейчас люди считают каждую копеечку. Штат у нас небольшой: по одному администратору в каждой соляной пещере, я на подхвате, если нужно кого-то заменить», - продолжает рассказывать экс-топ-менеджер.

Галина Майорова признаётся, что сейчас её доход меньше, чем в те времена, когда она работала большим начальником: «Зато не нервничаю, а это дорогого стоит. Занимаюсь тем, что мне нравится. Кстати, ещё один плюс моего бизнеса - неконфликтные клиенты! Да и не из-за чего скандалы устраивать в расслабляющей приятной атмосфере соляной пещеры».

Поддержка власти

Юрий Панченко по образованию - юрист, работал системным администратором, потом занялся строительным бизнесом. Но кризис «заморозил» многие объекты, и Юрий решил найти другую сферу деятельности.

Он выяснил, что ниша продуктов «fresh» (с коротким сроком годности) не так заполнена, а местных производителей козьего молока и вовсе нет. В 2013 году предприниматель взял в аренду участок земли в Родионово-Несветайском районе, приобрёл коз породы ламанча. Вложения были большие - примерно 10 миллионов рублей. Плюс субсидии и гранты от государства.

Юрий Панченко
Юрий Панченко: система поддержки фермеров в стране работает, просто надо не бояться бюрократической машины. Фото: Из личного архива Юрия Панченко

По словам Юрия, система поддержки фермеров в стране работает, просто надо не бояться бюрократической машины, внимательно читать и разбираться во всех постановлениях Минсельхоза. Несколько лет назад хозяйство Панченко получило грант - 9 миллионов. На эти деньги предприниматель приобрёл мини-завод по переработке молока, скоро планирует приступить к выпуску йогуртов.

Пока конкуренцию в области ему не составил никто. Сейчас на ферме 200 коз (зааненская и ламанча), в сутки они дают 350 литров молока, продукция представлена в крупных сетях супермаркетов области. Хотя когда-то фермер сам развозил продукцию по округе.

«Знаю, что появляются козьи фермы, но молоко пока никто не делает. Сельское хозяйство не самый простой и рентабельный бизнес, есть зависимость от сезонности, зимой, например, козы доятся хуже. У меня нет праздников и выходных. Животных нужно регулярно кормить, поить, доить, делать ветеринарную профилактику. Ты не можешь просто закрыть свой объект и уйти», - рассказывает Юрий.

Кроме того, по словам предпринимателя, среди людей бытует мнение, что козье молоко имеет специфический аромат, вроде рыбьего жира: полезно, но противно. Однако если соблюдать все технологии очистки и доения, то оно не будет иметь запаха. Вкус же молока сладковатый, сливочный. Юрий проводит рекламные дегустации, но пока переломить устоявшийся миф трудно.

Здесь подлечат кеды

Когда несколько лет назад Павел Агапов купил на выставке полиграфии оборудование для нанесения изображений, он ещё не представлял, что будет с ним делать.

Попробовал себя в изготовлении сувенирной продукции, но ниша была прочно занята, конкуренция огромная. А потом Павел познакомился с несколькими донскими производителями обуви и предложил наносить разнообразные принты на кожу их изделий ещё в процессе раскроя. Разработку дизайна рисунков взял на себя. Ботинки с картинкой - это лимитированная коллекция, более дорогая.

«Много времени уходит на согласование каждого изображения с обувщиками, примерно полгода, - говорит Павел, - но при этом у нас постоянно увеличивается количество клиентов, есть постоянные заказчики из других городов: Москвы, Питера, Смоленска, Ставрополя. Сейчас кроме обуви печатаем изображения ещё и на кожгалантерее.

Помимо этого направления Павел стал заниматься реставрацией (окрашивание, устранение практически любых повреждений) кожаной мебели и салонов авто. Кстати, спрос на последнюю услугу возрос в несколько раз за последние два года. Павел связывает это с тем, что из-за экономического кризиса люди стали реже менять машины, даже роскошные.

Павел Агапов
Павел Агапов: если человеку трудно подбирать себе обувь, то он ни за что не расстанется с любимыми ботинками, для него реставрация - выход. Фото: Из личного архива Павла Агапова

А недавно появилось и третье направление бизнеса, самое интересное: клиника кожаных вещей. Мастер вернёт к жизни любимую куртку, сумку, обувь или другой аксессуар.

«Услуга оказалась востребованной. Если, например, человеку в силу каких-то физиологических особенностей трудно подбирать себе обувь, то он ни за что не расстанется с любимыми ботинками, для него реставрация - выход.

Кто-то покупает обувь за 20-50 тысяч рублей (иногда смотришь в Интернете, что именно тебе принесли, и от ценника волосы дыбом), куртки, сумки от 30-40 тысяч. Если на этих вещах появляется царапина или потёртость, то людям проще отдать от 1500 до 6000 (если полная покраска кожи) рублей за устранение этих недостатков, чем покупать обновки, - рассказывает Павел Агапов.

Штат небольшой. Павел и сам порой делает какую-то работу. Кстати, всю технологию реставрации он разработал сам, со временем находит новые «фишки», обучает сотрудников. К материалам какой-то определённой компании он не привязывается. Считает, что будущее за мультибрендовым подходом к делу. Поэтому и сам развивает сразу несколько направлений своего бизнеса.

Первичные вложения составили несколько сотен тысяч рублей, самое дорогое - покупка корейского оборудования для нанесения изображений (тогда - 200 тысяч, сейчас стоимость нового принтера 500-700 тысяч рублей).

Баня на колёсах

Ещё один новый и активно развивающийся вид бизнеса - баня на колёсах. В Волгоград­ской области, в Краснодарском и Ставропольском краях не составит труда заказать машинку с паром к своему подъезду - выбор велик.

Но вот в Ростовской области такой вид услуги редкость. Среди объявлений нашлось лишь одно, его разместили, чтобы посмотреть, насколько востребовано будет это предложение. За последние три недели позвонили только мы.

А между тем, по словам владельца бани на колёсах из Ставрополья Егора Санина, такой бизнес выгодный, окупается в течение полугода. Мужчина работает сам - и банщик, и водитель. С девяти утра и до позднего вечера, выходных почти не бывает, сезонности нет, люди ходят в баню и зимой и летом.

Попариться в передвижной бане стоит от 600 до 1000 рублей за час, это на всю компанию, шапки и полотенца - бесплатно, а вот за веники нужно платить. Выезд за город оплачивается по тарифу: 1 км - 30 рублей. Резко возрастает цена и спрос на эту услугу в крещение или на новогодние праздники.

В Ростовской области продаются всего два автомобиля с парилкой, это ГАЗ-66, за 230 и 380 тысяч рублей.

«Брали для себя, несколько лет подряд ездили на рыбалку, купались в реке. Парились, - рассказывает Елена Сафонова, продавец од­ной из машин. - Чтобы это стало бизнесом, нужно всё время проводить за баранкой. Тогда и прибыль будет. Основная статья затрат - бензин. У ГАЗ-66 расход от 25 до 30 литров на 100 километров, зато проходимость замечательная, а это важно, когда требуется подъезжать к местам пикников или рыбалок».

Единственная проблема ГАЗ-66 узкая по ширине платформа, в бане могут одновременно быть не более трёх человек. Поэтому многие переделывают платформу от фуры и на ней монтируют деревянную конструкцию.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах