Кто такие стендап-комики, сейчас знают уже все – и не потому что так много поклонников жанра. Последний год страну сотрясают связанные с этими артистами скандалы. И каждый раз виной становился в той или иной форме национальный вопрос. В марте Идрака Мирзализаде выгнали из России после неловкой шутки про русских и матрасы. В октябре жертвами воспринятого как оскорбление юмора про осетинский пирог стали комики Ариана Лолаева и Александр Ни. Правда, травить стали, в основном, Лолаеву, которая и вовсе молчала.
О чём нельзя шутить, не стала ли профессия опасной и как подняться девушке-комику, корреспондент «АиФ-Ростов» поговорил с юной, но уже известной актрисой стендап-комедии в Ростове Анастасией Едигаровой.
Мы не юмористы
Алексей Санин, «АиФ-Ростов: Настя, тебе всего лишь 22 года, а ты уже занимаешь заметное место в ростовском стендапе, даже выступала в финале «Comedy Баттла». Как ты так быстро поднялась?
Анастасия Едигарова: Поднялась, наверное, слишком громкое слово. Это все лишь работа над своим материалом и желание выступать. С первого курса я постигала мир юмора в КВН. В итоге два года выступала в университетских лигах, ездила со своей командой по разным городам Ростовской области. Время проводили, конечно, весело. Тогда я познакомилась с человеком, который открыл для меня стендап. Он тогда только начал им заниматься и пригласил меня на открытый микрофон как зрителя. Сначала мне этот жанр не очень понравился. Но потом я написала свой первый стендап и выступаю уже два года. Повезло, что меня заметил руководитель ростовского стендап-бара Камиль Зулфугаров и пригласил в проект Stand Up RnD City. Он сказал: «Едигарова, делаем концерт молодых комиков и хотим там видеть тебя». Я загорелась этой идеей, стала выступать уже более активно, даже поехала на кастинги 10-го сезона «Comedy Баттла» и «Открытого микрофона», но меня туда не взяли. Было обидно, потому что каждый комик уверен, что он суперсмешной. Но я справилась с эмоциями и максимально сконцентрировалась на придумывании материала. После пандемии выступала около 10 раз каждую неделю. Это дало свои плоды, мне удалось дойти до финала в 11-м сезоне «Comedy Баттла».
– Пока мы с тобой далеко не ушли, расскажи, кто такой стендап-комик и чем он занимается?
– Это человек, который выходит на сцену и в сатирической форме рассказывает о проблемах – как своих, так и глобальных. Ошибочно думать, что это юморист, который травит анекдоты и рассказывает смешные истории. Профессиональные артисты этого жанра анализируют различные ситуации, пытаются найти решения каких-либо проблем и т. д. Сейчас стендапа очень много, я думаю, недалеко то время, когда стендап-комик станет полноценной профессией. В регионах тяжело зарабатывать на жизнь комедией, поэтому комики – это часто альтруисты. Соответственно, работают ещё параллельно на нескольких работах. Мне в этом плане повезло: наш город – один из немногих, где есть стендап-бар. Там мероприятия проводятся каждый день, что даёт возможность действительно работать над материалом, шутками и получать удовольствие от любимого занятия.
– А насколько у нас в Ростове и области развито это направление?
– Ростов развивается в комедии. У нас мощное объединение, в нём состоят около пятидесяти комиков, 17 из которых – участники телепроектов. Например, в прошлом сезоне шоу «Открытый микрофон» на ТНТ, участвовали шесть комиков из Ростова. Среди них был Денис Гвоздёв, который победил и выиграл три миллиона рублей. В 11-м сезоне «Сomedy Баттла» выступали семь наших комиков. Я думаю, что следующие сезоны передачи уже просто будут снимать в Ростове, так как это, по моему мнению, столица стендапа. А ещё к нам часто приезжают выступать комики из других городов.
Табу на юмор нет
– Как ты придумываешь свои шутки? У тебя всегда происходят смешные ситуации или ты создаёшь их сама?
– Я пишу про то, что происходит. Это истории, которые случаются со мной, с окружением, да и во всём мире. Шутки писать несложно – берёшь лист и пишешь, либо печатаешь в ноутбуке. Как их писать? Практически так же, как любой текст, будь то пьеса или рассказ. Есть определённые схемы и формулы. Однако, чтобы пользоваться этими формулами, нужно обладать чувством юмора и иметь богатый жизненный опыт. И нет, я не создаю нарочно курьёзные происшествия. Обычно я просто обращаю внимание на какую-то деталь, которая показалась мне забавной, и пишу про это.
– О чём можно шутить, а о чём нельзя?
– Шутить можно обо всём. Но и нести ответственность нужно за каждое слово, особенно, если ты человек публичный и у тебя есть аудитория, на которую ты можешь оказать влияние. У меня нет запретных тем, но есть такие, с которыми я общаюсь на «вы», потому что у меня недостаточно опыта, чтобы в них разбираться. Если ты в чём-то не разбираешься, то и шутить про это лучше не стоит.
– Как ты относишься к тому, что стендап-комика Идрака Мирзализаде выгнали из страны из-за неудачной шутки?
– Я не знакома с Идраком лично, но я знаю, что он парень, который просто занимается своим любимым делом и у него это отлично получается. Меня лично не оскорбила та шутка. Я метис, потому что моя мама – русская, а папа – азербайджанец. Я в каком-то роде тоже могла оказаться на его месте. Я считаю, что комик должен нести ответственность за свои слова. Но с Идраком поступили слишком жестоко. Сначала на него напали, потом он отсидел десять суток, а теперь его вообще выгнали из страны и началась травля в интернете. Хотя он публично извинился в суде. На мой взгляд, Идрак заслуживает прощения. Его слова были вырваны из контекста. Во время выступлений я всегда тщательно подбираю слова, но всё равно есть люди, которых мои шутки в любом случае могут обидеть. Тогда я прошу прощения и говорю, что это всего лишь моё мнение.
– Недавно Ариана Лолаева и Саша Ни попали в похожую ситуацию. Они пошутили про осетинский пирог, и это вызвало шквал негодования. Ариане даже угрожали расправой.
– Мне очень жалко Ариану. Мы с ней пересеклись, когда она в Ростове выступала. Это очень хорошая, приветливая девочка, которая явно не хотела никого обидеть. Она допустила ошибку, потом извинилась, но люди не успокоились. Такое сейчас общество – люди, не разобравшись, обидятся, и жизнь комика может пойти под откос. Хотя шутила даже не Ариана. Тот человек, который шутил про осетинский пирог, не до конца понимал, к каким последствиям это может привести. Он не задумывался о своих словах и контексте.
Искусство и цензура
– Такое ощущение, что в стендапе сейчас закручивают гайки. Как думаешь?
– Я с этим не особо согласна. Гайки закручиваются не только в стендапе. Поэтому выделять эту сферу на фоне остальных я бы не стала. Для творчества, несомненно, настали не самые радужные времена, но из этого тоже можно извлечь что-то полезное. История показывает, что под цензурой искусство становится только сильнее, глубже и осмысленнее. Но, конечно же, есть прецеденты с эмиграцией писателей и депортацией художников. Почему это происходит снова? Я не знаю, но хочу верить, что всё будет хорошо.
– У тебя так называемый женский стендап? Или ты не ограничиваешь себя в темах?
– Нет женского или мужского стендапа, точно так же, как нет мужского и женского чувства юмора. Комик, как и врач, существо бесполое. Поэтому есть много авторов-женщин, которые работают с комиками-мужчинами и наоборот. Например, в передаче «Женский стендап» все авторы – парни. В контексте названия этой передачи эпитет «женский» имеет самое прямое значение – здесь только девочки. К юмору же это определение применить невозможно. Появится шоу «Детский стендап», но это не будет значить, что у детей какое-то другое чувство юмора.
– Что ты можешь посоветовать начинающим, как им добиться успеха?
– Не знаю насчёт успеха, я сама ещё к нему не пришла. Но начать заниматься стендапом очень просто: нужно не бояться писать шутки. Стендап – он, как спорт. Ты можешь быть любителем и периодически играть в футбол во дворе с мужиками после работы, но если ты хочешь играть в высшей лиге, тебе нужно улучшать навыки, тренироваться и отдавать этому много времени. Чувство юмора развить в себе может каждый, но это трудоёмкая работа, и она занимает практически всё твоё время.