Когда-то женщины боролись за право участвовать в выборах, носить брюки и получать высшее образование. Прошло время и теперь представительницы слабого пола могут стоять во главе собственного бизнеса.
По данным журнала Forbes, в прошлом 2017 году 163 миллиона женщин во всём мире открыли собственное дело. «АиФ на Дону» пообщался с дончанками, начинания которых были успешны, и выяснили, какие подводные камни лежат на пути прекрасных предпринимательниц и что нужно для того, чтобы удача была на твоей стороне.
Бизнес с маникюром
Татьяна Рогова работала косметологом в одном из лучших ростовских салонов красоты. Но 15 лет назад почувствовала, что этого ей мало. Стала посещать многочисленные семинары, тренинги по маркетингу, управлению, подбору персонала. И собственное дело в индустрии красоты уже не казалось призрачной идеей.
«Самое трудное - это подбор персонала. От человека в нашем бизнесе очень много зависит. Мастер должен быть не только профессионалом, но и хорошим психологом. Он должен уметь общаться, понимать, чего хочет клиент».
В мечтах Татьяна представляла, что её салон разместится в просторном помещении с высокими потолками. Наконец, нужное здание было найдено.
«К сожалению, проработав несколько лет, я встала перед выбором: либо оставаться на прежнем месте в большом помещении, либо переходить в более компактные залы, но в людном, проходном месте. Я решилась на переезд. И, как показало время, не прогадала».
В салоне Татьяны Роговой пусто не бывает. Секрет том, что человек может зайти в любое время и без предварительной записи постричься, посетить косметолога, сделать маникюр и т.д. Одновременно работает много мастеров, всегда в наличии необходимые средства.
«Залог успеха? - задумалась руководитель салона. - Надо быть гибкой и мгновенно реагировать на любые изменения, причём не только в моде, но и в экономике. Когда выросли доллар и евро, стало намного дороже покупать материалы, инструменты. Но я даже не пыталась экономить и переходить на дешёвые средства. Упадёт качество обслуживания - клиенты уйдут. Да, маржа (чистая прибыль) стала меньше, но из-за постоянного потока людей бизнес развивается хорошо».
По словам Татьяны, дела салона занимают все её мысли. «По-другому никак, живу своим бизнесом. Постоянно думаю, какие ещё могу предоставить услуги и процедуры. Не так давно открыли кабинет по уходу за телом. Здесь можно сделать обёртывание, распариться в фитобочке. Такой спа-лайт получился».
Акции, скидки, сертификаты постоянным клиентам - здесь дело обычное. Но особенно нравятся посетителям знаки внимания в виде причудливых ярких имбирных печений. Руководитель салона делает их сама к Новому году, Рождеству и другим праздникам. «Вроде бы мелочь, а люди уходят от нас довольные, красивые и с подарком», - улыбается Татьяна.
Вальс цветов
Юлия Гусева ушла в декрет старшим лейтенантом полиции, а вышла из него предпринимателем.
Началось всё со встречи с Марьяной Юрасовой, которая увлекла её своим хобби. Марьяна по образованию филолог, но её всегда интересовала флористика. Девушки вместе стали заниматься украшением к праздникам храмов цветами. При этом подруги при любой возможности старались ездить на мастер-классы по составлению цветочных композиций в Москву, смотрели видеокурсы. В Ростове обучиться цветочному дизайну было попросту негде.
«Шесть лет назад мы почувствовали, что готовы. В итоге на Центральном рынке появилась наша первая цветочная лавочка», - вспоминает Юлия Гусева.
Несмотря на то, что составленные девушками букеты были изящны и красивы, они не раз подвергались критике покупателей: «А нам бы большие розы, лучше бы выкрашенные в какой-нибудь необычный цвет. Да и розового целлофана накрутите побольше, а то бедновато у вас получается!»
«Мы составляли букеты с учётом индивидуальных особенностей заказчика. Например, муж хочет подарить жене цветы. Мы расспрашиваем, какая она внешне, что любит, как одевается. Такие композиции нравились, и постепенно к нам пошли люди. В 2013 году мы провели первый в Ростове мастер-класс. Нас поддержало в этом наше региональное агентство поддержки предпринимательства. Мы рассказывали о культуре составления букетов, о флористике, как о науке. Наши цветочные композиции чередовались с работами ростовских художников. Такое соседство призвано было объяснить людям, что цветы - это тоже вид искусства».
Сейчас у Марьяны Юрасовой и Юлии Гусевой три салона, пользующиеся у горожан популярностью. В них работают наёмные продавцы. А когда-то девушкам приходилось всё делать самим. В течение трёх лет пропадали на работе сутками, несмотря на то, что обе - молодые мамы.
«Это только кажется, что работать в цветочном бизнесе легко, мол перебирай себе букетики. А между тем, это физический тяжёлый труд. Неподъёмные огромные вазы, полные цветов, надо постоянно таскать: то воду в них меняешь, то достаёшь с высокой полки, чтобы вынуть понравившуюся клиенту розу. Часто простужались: в салоне тепло, а там, где стоят цветы – холодильник», - продолжает рассказывать Юлия.
Цветочный бизнес девушки начинали в разгар кризиса. Букеты - явно не товар первой необходимости. Что же помогло не просто остаться на плаву, но и стать успешными?
«У наших людей есть предубеждение, мол, если в магазине цветы продают, то это дорого, а вот в ларьке дешевле. Но это не так, мы стараемся держать демократичные цены, чтобы любой пришедший к нам смог выбрать букет на свой вкус и кошелёк. Помимо продажи цветов мы занимаемся оформлением свадеб, банкетов, фотозон, оказываем дизайнерские услуги по украшению помещений. Не так давно у нас появилась услуга, быстро ставшая популярной: директор компании даёт нам список корпоративных клиентов и значимые даты. Мы, в свою очередь, следим за тем, чтобы в определённый день нужный заказчик получил тематическую цветочную композицию».
Но самый главный залог успеха, по мнению Юлии Гусевой, - это общение с заказчиками: уважение, внимание к любым мелочам и пожеланиям покупателя, умение окружить его не только красивыми цветами, но и подарить ему хорошее и праздничное настроение.
Провожаем по одёжке
После рождения дочки жительница Аксая Наталья Просёлкова какое-то время сидела дома, ведь муж неплохо зарабатывал.
«Постепенно почувствовала, что меня затягивает быт, - рассказывает Наталья. - Хотелось чего-то более интересного. На первом этаже пятиэтажки в центре города у нас была пустующая квартира, доставшаяся от бабушки. Появилась идея открыть там магазин одежды».
Сказано-сделано. Оформление необходимых документов, ремонт, приобретение торгового оборудования и выбор поставщиков оказались непростой задачей. Женщина часами проводила в Интернете, рассматривая каталоги разных компаний. Решила остановиться на одежде классического стиля, но с некой изюминкой. Наталья сразу отмела китайских производителей: не устроило качество. В итоге её выбор пал на несколько польских и отечественных брендов. Хорошее соотношение цена-качество, интересный не банальный дизайн одежды.
Главной фишкой магазина стал индивидуальный подход. Наталья общалась с пришедшей женщиной, узнавала её вкусы, советовала такую модель платья или брюк, которая скрывала недостатки фигуры.
«Мало кто может похвастаться идеальным телосложением. Многие женщины стесняются выпирающего животика, располневшей талии, пытаются это скрыть неброской мешковатой одеждой. А бывает, что и вовсе махнули на себя рукой, мол, зачем деньги тратить на себя, лучше в семью что-нибудь куплю. Моя задача - показать своим покупательницам, что можно в любом возрасте и при любой фигуре выглядеть на все 100 процентов. Причём это не должно быть баснословно дорого. Покупка красивого и качественного платья не означает дыру в бюджете».
Сейчас в магазин Натальи регулярно приходят примерно 1000 постоянных клиенток, об этом можно судить по количеству выданных скидочных карт. Для небольшого городка цифра немалая. При этом число покупателей продолжает расти.
Наталья расширила ассортимент: корректирующее бельё, украшения и сумки. «Так ведь кризис! Все сокращаются, а вы расширяетесь?», - на удивлённый вопрос корреспондента, хозяйка магазина улыбнулась: «Да, покупателей стало в какой-то момент меньше. Мне пришлось пересмотреть принципы сотрудничества с некоторыми поставщиками одежды. Так, я стала дожидаться акций и распродаж на фабриках, отказалась от больших партий дорогих вещей - их только под заказ привожу. Если раньше в среднем стоимость платья была пять тысяч рублей, то сейчас 2000-3000 рублей.
По словам Натальи, огромное значение имеет то, что она - владелица помещения. Это большое конкурентное преимущество, наценку на товар можно делать небольшую, соответственно и цена привлекательнее. Успех магазина у покупателей объясняется тем, что постоянным клиенткам Наталья разрешает оставить залог и забрать вещь домой, померять, посоветоваться. Кроме этого, покупку можно совершить в рассрочку на несколько месяцев, без какой-либо переплаты. «Всегда договоримся! Пойдём на уступки!», - говорит Наталья.