«Аргументы и факты» уже писали об огромном вкладе, который еврейский народ внёс в развитие культуры, архитектуры и образования ростовской области. Совершенно точно можно сказать, что донская столица была бы совершенно другой, если бы рядом с маленькими казаками, армянами, украинцами не росли и эти ребятишки. О том, как правильно воспитывать ребёнка по-еврейски, наш корреспондент узнала у человека, который, наверное, разбирается в этом лучше всех в Ростове – директора гимназии «ОР АВНЕР – Свет Знаний» Натальи Потаповой.
В этой школе не только учат, а в большей части воспитывают: после того, как долгие десятилетия евреи были лишены возможности соблюдать свои традиции, изучать родную культуру, язык, еврейское образование приобретает особый смысл, помогая людям вернуться к своим корням.
Взрослые подростки
Лауреат Нобелевской премии, австрийский биолог и философ, основатель «эволюционной эпистемологии» Конрад Лоренц назвал разрыв с традицией одним из смертных грехов современного человечества, и поэтому сегодня гимназия «ОР АВНЕР – Свет Знаний» в Ростове стремится возродить лучшие традиции и на их основе создать такую среду, которая способствовала бы сохранению богатейшего культурного наследия еврейской интеллигенции.
Если у русских считается самым распространённым мужским именем Иван, то у евреев всегда использовались имена библейские, например, Авраам, Ицхак, Яков, Моше (Моисей) или кратко Мойша. Также евреи любят называть своих сыновей Давид, Иосиф, Александр. Порой, это обычные русские имена и фамилии – напомним, еврейство передаётся по материнской линии. Не важно, в каком поколении. Если бабушка мамы еврейка, то соответственно, ребёнок – еврей. Это закон иудаизма. Его знают даже маленькие дети: изучать Тору – собрание законов иудеев, их историю начинают с пяти лет.
Согласно Торе бар-мицва (совершеннолетие) для девочек наступает в 12 лет и для мальчиков в 13 лет. Считается, что в этом возрасте иудей уже достаточно взрослый. После прохождения обряда ребёнок становится полноправным членом общества и сам отвечает за свои поступки, с родителей же эта ответственность снимается.
«Что значит совершеннолетие для детей? Это вовсе не означает, что ты можешь жениться или выйти замуж. Как мы объясняем нашим детям, это определённая ответственность. Если до совершеннолетия за ребёнка несут ответственность его родители, то уже с 12 лет девочки и с 13 лет мальчики несут ответственность сами за свои поступки. Считается, что ребёнок уже физически, интеллектуально и нравственно готов к тому, чтобы брать на себя ответственность, принимать самостоятельно правильные решения», – рассказывает Наталья Потапова.
Существует ли модель еврейской семьи? По словам директора гимназии, она, безусловно, есть. С библейских времён всю ответственность за семью нёс мужчина, как материальную, так и нравственную, читая молитвы о здоровье своих близких в синагоге. Женщина же всегда отвечала за домашний очаг и воспитание детей. И сегодня в еврейских семьях чаще всего соблюдают традиции.
«В основном в гимназию детки приходят учиться из светских семей. Соблюдают дома законы Торы или нет, но подсознание не обманешь: каждая еврейская семья отмечает наш главный праздник Песах и ест мацу – пресные лепешки из воды и муки», – говорит Наталья Потапова.
Белый верх, чёрный низ
«Мы стараемся помогать детям понять нравственные законы, чтобы применить их в жизни во благо им и всему, с чем или с кем они соприкасаются в этом мире, найти ответы на многие волнующие их вопросы. А учителя всегда рядом, они не только дают знания, но и всегда выслушают и поддержат ребёнка. Есть такое высказывание мудреца: «Возлюби ближнего, как самого себя». Это отношение друг к другу объединяет нас, делает терпимее и мягче друг к другу», – убеждена директор гимназии.
Наталья Потапова работает в этой школе с 2004 года, учит детей традициям еврейского народа. В 2017 году её назначили на должность завуча по воспитательной работе, а в 2019 году она стала директором гимназии.
Сегодня, по словам Натальи Викторовны, весь персонал гимназии, родители и их дети – это одна большая семья. Каждый родитель может зайти в кабинет директора гимназии и поговорить о своём ребёнке, разрешить все волнующие его вопросы. И это вполне закономерно, ведь одна из любимых заповедей директора гимназии – о почитании родителей.
«Как ты относишься к родителям, так к тебе относится мир», – убеждена Наталья Потапова.
Пандемия преподнесла уроки всему миру, свой след она оставила и на учениках гимназии. Они изменились: стали более чутко относиться друг к другу. Но требования, которые нужно выполнять, остались прежними.
В гимназии существует строгий дресс-код: для мальчиков белая рубашка, чёрные брюки, для девочек – платье, закрывающее колени. В брюках ходить в гимназию школьница не может.
Сегодня в гимназии обучаются учащиеся с 1-го по 11-й класс, в одном классе не более десяти человек. Что касается выпускников, то одни уезжают учиться в Израиль, другие, как и остальные донские школьники, отправляются в колледж или вуз.
Секреты диеты
В столовой еврейской гимназии – кошерное питание. Что это такое, светское население Дона разбирается слабо. На самом деле всё просто: кошерными продуктами считаются мясо парнокопытных млекопитающих, живущих на суше – коров, овец, коз. В пищу иудеи могут употреблять только домашних птиц – это куры, индейки, перепела, гуси, утки. Подходит для еврейской диеты и рыба с чешуёй и плавниками. Но просто купить в супермаркете мясо не получится, есть ещё нюанс: существуют определённые правила забоя скота для употребления в пищу. Этот процесс называется шхита, им занимаются только мужчины, хорошо знающие иудейские традиции и специально обученные правилам умерщвления животного. Только тогда мясо считается кошерным и разрешено для употребления.
Причём, есть эти продукты тоже надо по особым правилам. Так, в кошерной диете нельзя смешивать мясные и молочные продукты. То есть, котлета с сыром уже попадает в список запрещённых блюд. Напитки тоже делятся на кошерные и некошерные.
Со стороны кажется, что это довольно бессмысленные и устаревшие правила. Но вдумавшись, можно увидеть довольно глубокий смысл этих предписаний: сократить до минимума число животных, которых можно убивать; производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом; воспитать отвращение к пролитию крови.
Существуют и особые правила употребления пищи, которые касаются религиозных праздников. Так, во время Песаха запрещается не только есть, но и держать дома квасные продукты.
«Всё суета»
Еврейские мудрецы говорят: «Рассказы Торы записаны не только для того, чтобы мы знали о прародителях нашего народа, но в основном для того, чтобы мы вели себя в соответствии с их поведением».
Главная задача еврейского воспитания и образования, говорит педагог, это борьба с невежеством, с незнанием элементарных вещей и понятий. И сегодня полностью актуален идеал еврейского воспитания и образования талмид хахам – ученик мудрецов. Кстати, слова «образование» и «воспитание» иврите звучат одинаково – хинух.
«Есть такое выражение: «Всё суета...» Действительно, когда ты забываешь о тех, кто рядом, и тонешь в этой суете, самое время остановиться, отодвинуть её в сторону. Есть понятие цдака, в переводе с иврита – благотворительность. Это одна из заповедей. С точки зрения иудаизма, это акт восстановления справедливости. Давая цдаку, вы восстанавливаете справедливость между нуждающимися и теми, кто может им помочь», – поясняет Наталья Потапова, у которой в кабинете на столе стоит жестяная коробка для цдаки.
Из детей в школе не растят священнослужителей, важно, чтобы они были порядочными и добрыми людьми, умели сострадать, любить семью и землю, где родились. А эти качества любящие родители стараются привить своему ребёнку вне зависимости от национальности и вероисповедания.
Кстати
В Ростове-на-Дону с 1863 года в городе действовало еврейское училище «Талмуд Тора» при Главной хоральной синагоге, а позже – при Солдатской синагоге, построенной в 1872–1891 годах. В 1892-м появились многочисленные хедеры, открылись общественные и частные школы и училища. В ростовских гимназиях в 1880-х годах евреи составляли 33,8% учеников.