Примерное время чтения: 10 минут
1909

Диалоги на пороге синагоги в Ростове. Как стать иудеем, и где взять форшмак

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. "АиФ на Дону" 06/07/2021
Здание ростовской синагоги в 1872 году построили солдаты-кантонисты.
Здание ростовской синагоги в 1872 году построили солдаты-кантонисты. / Михаил Кругликов / АиФ-Ростов

Здание действующей синагоги в переулке Газетном – памятник архитектуры и одно из самых старых строений в Ростове.

Как показала проведённая в 2018 году здесь «Ночь в музее», еврейская культура вызывает большой интерес у жителей донской столицы, издавна гостеприимной ко всем народам, живущим на нашей земле. Как удалось сохранить здание синагоги, почему она «солдатская» и когда сюда можно прийти, мы узнали у председателя Ростовской еврейской религиозной общины Михаила Потапова.

Наши двери открыты

Михаил Кругликов, «АиФ-Ростов»: Михаил Витальевич, может ли любой желающий прийти в синагогу?

Михаил Потапов: Безусловно, наши двери открыты для всех. Если есть желание прийти и познакомиться, мы только рады. Расскажем, покажем, объясним. Все проблемы, в том числе и межнационального характера, возникают именно из-за незнания и непонимания. Когда человек лично убеждается, что от других людей или религий не стоит ждать зла, все фобии уходят. До пандемии у нас регулярно проводились экскурсии для всех, кто хотел познакомиться с еврейской культурой, в том числе школьников и студентов.

– Может ли человек стать иудеем?

– Может. На этот счёт нет никаких запретов. Но это требует определённых усилий. Прямой запрет в иудаизме есть только на миссионерство – нельзя привлекать целенаправленно адептов.

Досье
Михаил Витальевич Потапов родился 18 января 1983 года в Ростове-на-Дону. С 1993 по 1999 годы жил в Израиле, окончил школу «Шевах-Мофет» в Тель-Авиве. В декабре 2011 года избран председателем Ростовской еврейской религиозной общины. С 2018 года – председатель Ростовской региональной еврейской национально-культурной автономии. Женат, имеет дочь.

– То есть человек сам должен решить принять иудаизм?

– Да, и это решение должно идти из глубины души, не быть поверхностным. Но желающему стать иудеем, как ни странно, сразу ответят «нет». Это нужно для того, чтобы убедиться в твёрдости решения человека, чтобы он сам был в нём уверен. Если раввин видит, что настрой серьёзный, то человек может пройти гиюр – порядок принятия иудаизма. Процесс это небыстрый, он занимает от года и больше. В этот период человек изучает обычаи, законы, традиции, начинает соблюдать какие-то из них. Итогом этого является раввинский суд, который констатирует факт, что человек готов вступить в союз с Авраамом. Для мужчин окончательным моментом принятия гиюра является обрезание, для женщин существует другой по­рядок.

– Раввинский суд принимает решение большинством голосов?

– Нет, он выносит единое мнение. Кстати, в иудаизме нет посредника между Всевышним и человеком, диалог ведётся через молитвы. Раввин выполняет функцию учителя, подсказывает и направляет.

– Верно ли, что синагога – место не только для молитвы?

– Вообще «синагога» – это греческое слово. На иврите правильно называть бейт кнесет – переводится как дом собрания. Это место не только для религиозного культа, но и центр культурной и духовной жизни общины местности. У нас в синагоге проходят разные мероприятия, в том числе концерты.

– Можно ли людям, которые не входят в общину, заказать кошерные блюда?

– Как я говорил, наши двери открыты для всех. Если вы завтра придёте и скажете: «Я хочу форшмак», то, конечно, мы вам его приготовим.

Причём тут солдаты

– Как удалось сохранить здание синагоги во время советского периода?

– За это низкий поклон нашим бабушкам и дедушкам. Вообще, первые упоминания о евреях в Ростове датируются 1840-ми годами, это были буквально несколько семей. Город не входил в черту осёдлости – с 1791-го по 1917 год так в Российской империи называлась граница территории, за пределами которой запрещалось селиться евреям. В 1868 году была построена главная хоральная синагога, сегодня это здание по адресу: ул. Баумана, 70. Одно время её главным раввином был Фабиан Гнесин. Позже его сын основал консерваторию. В советское время здание было национализировано, и с тех пор там находится кожвендиспансер. Вообще, в Ростове насчитывалось 13 синагог и молельных домов. Но каменных и деревянно-каменных было всего три – уже указанное здание, ремесленная синагога на пересечении улицы Станиславского и переулка Газетного, а также действующая и сейчас солдатская синагога на Газетном.

– Почему она называется солдатской?

– Здание было построено в 1872 году солдатами-кантонистами. Так называли мальчиков в возрасте 12–13 лет, которых на 25 лет забирали на царскую службу. Среди них были и евреи. После такой длительной службы они тяжело адаптировались в существующих еврейских общинах. И солдаты-кантонисты основали молельное общество и построили свою синагогу.

 

– Почему здание на Баумана национализировали, а в здании солдатской синагоги службы возобновились уже в 1947 году?

– Национализированы были все объекты культа, и здание солдатской синагоги не стало исключением. Сопутствующие помещения были заняты различными мастерскими, но молельный зал был закрыт, его просто не трогали. В 1947 году власти города неофициально разрешили молиться еврейской общине. В 1956 году умер раввин, и в классическом понимании в Ростове его долго не было. Однако функционал здания сохранялся, его посещали, несмотря на неодобрение на рабочих местах. В конце 1980-х один из старост коллегиально был выбран раввином. Возраст общины мы отсчитываем от начала строительства солдатской синагоги – 1871 года. Таким образом, в этом году нам 150 лет.

Молодёжь становится другой

– В еврейской общине есть большое количество молодёжи. Чем они занимаются?

– Дети и молодёжь – одно из основных наших направлений. Они чаще всего ассимилированы, то есть в семье были утрачены традиции. Это, конечно, наследие 70 лет советской власти. У нас есть и образовательные, и культурные мероприятия. Есть федеральная программа, по которой активнее всего посещающие мероприятия общины ребята могут поехать, например, в Израиль или Европу. Один из важных моментов – после каждой поездки они всегда заезжают в Освенцим. Это имеет воспитательно-образовательный смысл, мы хотим, чтобы ребята своими глазами увидели тот ужас, который пережил еврейский народ. После этого люди становятся другими!

Также мы уделяем много внимания благотворительным проектам, направленным на стариков, людей, которые ограничены финансово. Так, весной 2021 года мы запустили проект, который помогает нашим старикам общаться друг с другом. Волонтёры приезжали к пожилым подопечным с ноутбуком и создавали общий чат в программе Zoom: все бабушки и дедушки могут пообщаться не по телефону, а лицом к лицу.

Мы активно взаимодействуем и с молодёжью других диаспор – армянской, греческой, польской, проводим как городские мероприятия, так и интеллектуальные игры типа «Брейн-ринга».

Также есть у нас гимназия. Это обычная общеобразовательная школа в здании на улице Ульяновской. Выпускникам выдаётся аттестат гособразца, но у нас есть национальный компонент: традиции, язык и так далее.

Михаил Потапов
Михаил Потапов Фото: АиФ-Ростов/ Михаил Кругликов

– Сколько сегодня людей в общине Ростова?

– Всего количество проживающих мы оцениваем как 12–13 тысяч евреев. Конкретно мы знаем о шести тысячах человек. Показательный момент – маца, которую принято есть на Песах. Её расходится около трёх тонн. Один человек может съесть полкилограмма в среднем. Это те люди, которые раз в год приходят и участвуют в жизни общины. Второй показательный пример – праздник Ханука, когда собирается полный зал на 1200 мест.

– Где ещё в регионе есть действующие еврейские общины?

– В Таганроге и Новочер­касске.

– Как евреи относятся к юмору?

– Один из самых главных народов, который любит пошутить – это евреи. Без юмора жить невозможно. Например, в Одессе и вовсе, если друг над другом не подшутишь, то и день плохо прошёл. Есть пронизанный еврейской культурой праздник Пурим. Это история спасения еврейского народа, на него принято устраивать пуримшпиль, по-русски говоря КВН. Он проходит с шутками, маскарадом, переодеваниями – со всем, на что хватает фан­тазии.

Анекдот от Михаила Потапова

Приходит еврей к раввину:

– Ребе, у меня дома жена, дети, тёща… Ну, совсем места нет! Что мне делать?

– Приведи в дом собаку. Пусть она живёт у вас.

– Но, ребе, у меня же и так нет места!

– Приведи в дом собаку, говорю тебе!

Через месяц еврей опять приходит:

– Ребе, совсем плохо стало, деться некуда. Собака всё время по дому бегает, дети кричат...

– Приведи в дом козу.

– Но, ребе…

– Приведи козу, говорю тебе!

Ещё через месяц:

– Ребе! Коза в доме, все просто стонут, сплошной кошмар!

– Приведи в дом корову.

– Но, ребе, это уж чересчур!

– Приведи корову, говорю тебе!

Ещё через месяц:

– Ребе, я вас всегда уважал, но из-за ваших советов житья совсем не стало. Спасите!

– Выгони собаку, козу и корову во двор!

Через день прибегает еврей вне себя от счастья:

– Вот спасибо вам, ребе. Так стало хорошо, так свободно!

Еврейская мудрость: цените то, что имеете!

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах