На Дону издавна ценились кожевники. В станицах и хуторах они создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства — украшения, обувь, сёдла и нагайки. Были станицы бондарей, колесников, чеботарей (сапожников), кожевников.
По подсчётам учёных, каждый казак владел примерно двумястами умениями и навыками. И хотя время внесло свои коррективы, таких мастеров не убавилось. Почему же вдруг успешный в малом бизнесе житель Таганрога Евгений Криворот занялся кожевенным производством, выяснял rostov.aif.ru.
Первый кошелёк
Когда пытаешься представить кожевенного мастера, то почему-то создаётся образ этакого рослого богатыря, от которого пахнет кожей и клеем. Евгений Криворот из семьи донских казаков сальских степей, где всю жизнь пахали и сеяли, воевали, защищая донской край от нашествия врагов, и успевали что-то сделать для души. Невероятная тяга к прекрасному у него появилась ещё с детства, когда он в местном Дворце творчества занимался в модельном кружке.
Никто не мог подумать, что десять лет назад Евгений начнёт заниматься изготовлением изделий из кожи. Как-то в одночасье захотелось ему сделать мужской кошелёк. Хорошо, что сейчас интернет даёт прекрасную возможность научиться многому. Так начинающий мастер и поступил — пересмотрел много мастер-классов.
«Начать, конечно же, стоит с главного — понять, что ты хочешь? Зачем это тебе нужно? И дальше искать пути: смотреть ролики, ходить на мастер-классы, общаться с мастерами-кожевниками», — делится мастер декоративно-прикладного искусства Дона Евгений Криворот.
Для того, чтобы заняться кожевенным делом, нужно быть готовым к тому, что вначале ничего не будет получаться. И даже приготовиться к первым травмам. Представьте, как вы, впервые взяв в руки молоток, прибьёте им палец. А в кожевенном деле без молотка никак! Существует где-то 15 основных инструментов для работы с кожей, составляющих набор мастера-кожевника. Например, пробойник — инструмент для пробивания отверстий в коже. Их несколько разновидностей: одиночные (круглые, овальные, прямоугольные, фигурные, щелевые) и вилочные (строчные, шаговые) с разным количеством зубьев. Так что кожевнику нужны стойкость и выдержка. Не лишним будет творческая фантазия, а также конструктивное мышление.
Каждый приходит в это дело своим путём. У Евгения дали о себе знать казачьи корни, и ничего он с этим уже не смог поделать.
«Я не могу объяснить, как всё это произошло. Видно, от прадеда перешло по наследству что-то создавать», — рассказывает мастер.
Взяв в руки кожу и сделав первое своё изделие, он понял, что это занятие на всю жизнь. Как говорят, заболел кожевенным и шорным ремеслом и практически за десять лет овладел этой редкой профессией. Пробные неровные швы для него стали самыми ценными. Теперь самое первое сделанное изделие из кожи — мужской кошелёк — всегда у него на виду в мастерской.
Не так-то всё легко
А ведь кожевенный мастер — ремесленная профессия и зачастую тяжёлая.
«Я работаю со шкурами животных различной выделки, молотками, клеями, иногда металлом, деревом. Нравится то, что я своими руками создаю вещи, которые сам же придумал и которые будут полезны другим людям. Уверен в том, что ручной труд — это что-то настоящее, живое, природное», — рассказывает донской мастер.
Если вспомнить историю, то кожевенное мастерство — это древнейшее умение. Порой, кажется, что выделывать кожу человек научился раньше, чем стал чётко выговаривать буквы. А сегодня чего только ни делают из этого материала: элегантные сумки, невероятные панно, сёдла и сбруи. Согласитесь, кожевенное искусство всегда ценилось и будет цениться во всём мире. И оно считается настоящей мужской работой, требующей огромного терпения и силы.
«Мастер или просто умелец видит смысл своего творческого труда и своё вознаграждение за него в том, что его результат приносит радость не только ему самому, но и другим людям. Поэтому каждый раз, увидев какое-нибудь интересное для меня кожаное изделие, сразу начинаю его мысленно создавать. Например, сейчас делаю более осовремененную модель кошелька советского периода. Очень мне импонируют старинные изделия, в которых было всё продумано до мелочей, — рассказывает Евгений Криворот. — А для того, чтобы понять востребовано или нет твоё очередное произведение из кожи, участвую в различных выставках, фестивалях. Спасибо огромное за эту возможность министерству культуры Ростовской области и главному методисту Ростовского областного дома народного творчества Светлане Деркач. Общаюсь и дружу годами с мастерами из разных регионов нашей страны».
И если изначально он, в основном, занимался изготовлением аксессуаров для повседневной жизни, то сейчас линейка изделий не только расширилась, но и, скажем так, творчески усложнилась. Ничего бесследно не проходит: во время изучения законов декоративного искусства и общения с мастерами кожевенного и шорного дела он начал усовершенствовать методы и технику ремесла, объединив стили в своих работах.
Все мoдели для изготовления работ мастер из Таганрога разрабатывает и составляет сам. Идеи для будущих творений из кожи у него возникают и во время просмотра старых иллюстраций из жизни и быта донских казаков, изделия которых отличались простотой, надёжностью и в то же время неповторимой эстетикой, колоритом и функциональностью.
Как отмечает искусствовед, кандидат педагогических наук, доцент института имени А. П. Чехова Татьяна Смолина, Евгению Кривороту удаётся совместить старую школу кожевенного и шорного мастерства со стилистикой нового времени, что делает его изделия для современной жизни настоящими произведениями искусства. Эта особенность его творчества объясняется просто: в любой казачьей семье мужчины имели навыки кожевенного ремесла и передавали их из поколения в поколение (вспомним историю его прадеда).
По словам Криворота, он строго соблюдает основы ремесла, используя только ручной крой, и традиционные приёмы обработки кожи. А это сохраняет характерные особенности народного искусства. Художник использует художественно-стилистические приёмы мастеров донской земли. На одно изделие из кожи может уйти от нескольких дней до нескольких недель.
В планах — стать усмарём
В Древней Руси мастеров-кожевников, которые шили кожаную обувь на деревянных колодках и делались иногда раздвижными, называли усмарями.
По словам дончанина, он хочет начать шить обувь из кожи. Поэтому сейчас познаёт азы старого сапожного мастерства. Донской кожевник изучает литературу и общается с мастерами сапожного дела, а также приобретает навыки для изготовления обуви с учётом технических приёмов, используемых нашими предками, изделия которых отличались простотой, надёжностью и комфортом.
А сейчас по ночам, чтобы не беспокоить свою большую семью (пятеро детей!), Евгений в мастерской творит свои кожаные изделия, которые продемонстрирует на всероссийском фестивале «Шолоховская весна». И, конечно же, как всегда, как в сказке Сергея Аксакова «Аленький цветочек», он привезёт из дальней поездки подарки любимым дочерям и жене Наталии.