«Arriba!» – так называется спектакль, которым открылся в ростове новый театральный проект «Сетература. Постмодерн. Ростов». О самом проекте мы расскажем позже, а пока поговорим с первопроходцем – креатором, сценаристом и автором коротких сетевых рассказов, которые легли в основу спектакля «Arriba!», Галиной Высоцкой.
Ростов такой – смотри и записывай
– Галина, спектакль мне понравился. Он вышел по-ростовски смешным и душевным. Но я следила за твоим лицом и мне показалось, что ты его до первого показа не видела?
– Что, удивление было налицо? Да, действительно, не видела! Оксана Лысенко – автор идеи и режиссёр – поставила меня перед фактом. Вот, мол, придумала такое – инсценировать тексты сетевых авторов, и хочет начать плясать от печки – от меня, значит! Спросила, конечно, как приличная женщина, согласна ли я. И я оказалась очень даже согласна. Ну, и труппа сразу приступила к репетициям. Мне сказали только о трёх рассказах, взятых в работу. А то, что и тексты моих постов из Фейсбука будут обыграны, я не знала. Некоторые публикации я даже сама не помнила! А вы говорите – удивление! И на репетиции сознательно не ходила, и ничего не выспрашивала: хотела на равных условиях со зрителями смотреть и получить сюрприз. И получила, он был очень приятным, к счастью! Побаивалась перед премьерой, чего уж там.
– Твои герои очень узнаваемые, живые, откуда они приходят?
– Так из жизни же! Каждую минуту вокруг нас происходит столько интересного, смешного, грустного, загадочного, нелепого и вдохновляющего – только смотри, слушай, подмечай! И чуть-чуть фантазируй, конечно! Это же не документальное кино и не следственные действия, чтобы чётко фиксировать реальность или собирать факты и улики. Иногда одной короткой фразы или мимолётной сценки достаточно, чтобы в голове раскрутился целый сюжет: что было до, что произойдёт после, кто эти люди, какие они, чем живут. Ростов такой колоритный город – тут только успевай смотреть по сторонам и записывать! Я иногда увижу-услышу что-то, и пока до дома дойду, уже готовый текст в голове – прямо со структурой, порядком слов, запятыми – только быстро записать остаётся. А то потом улетучиться может.
Ум – это тоже про красоту
– Я тут надумала худеть, а посмотрела сочных ярких ваших актрис и думаю: зачем? Красота же в другом. Какую самую красивую женщину ты видела за свою жизнь?
– О, тут я не буду оригинальной. Это моя мама. Так все говорят о своих мамах, конечно. Но она объективно была редкой красавицей: идеально сложена, брюнетка с ярко-синими глазами и фарфоровой кожей. Я в детстве видела, как на неё люди головы сворачивают. И было приятно, когда мне говорили: «Какая у тебя красивая мама!» И ещё она умела одеваться. Тут врождённый вкус подкреплялся волшебной способностью из любой тряпочки, из любого отреза ткани или даже старых вещей сделать шедевр – мама фантастически шила. Вот чувство стиля и вкус она совершенно точно во мне воспитывала, планомерно прививала: рассказывала, показывала, объясняла. Чувство юмора и ум – это же тоже про красоту?
– Давай начнём с самого главного. Как ты начала писать? В каком возрасте?
– В четыре года. Как только научилась читать и писать, так и взялась за свою первую книгу. Это была тонкая зелёная тетрадь в клеточку. Помню, что писала я синим, щедро наслюнявленным карандашом. Исключительно в стихах. Это было произведение о приключениях круглого существа с пятью ножками, большими глазами, широкой улыбкой и двумя зубами. Звали героя почему-то КАКЯРАД (может, это который – «Как я рад, как я рад, что мы едем в Ленинград»?), и он жил насыщенной жизнью, а я всё записывала и зарисовывала. Ну, и потом всегда что-то сочиняла. Не записывала, а просто придумывала истории и развлекала друзей. А иногда… Боже, какой я была изобретательной аферисткой! Всё собираюсь написать об этом. Пока только одну афёру описала в маленькой повести «Ростов – Кассиопея», мои подписчики её знают. И вот ещё хорошо помню, что с ранних лет, если сталкивалась с чем-то интересным, говорила себе: «Сейчас запомню, а когда вырасту, стану писателем и напишу об этом». Парадокс в том, что в планах у меня были совсем другие профессии.
– Кем ты видела себя в детстве?
– Сначала только балериной, без вариантов. И не просто мечтала, а с шести до двенадцати лет серьёзно занималась балетом. Где-то в середине моей блестящей карьеры поняла, что да, я создана для сцены, но для драматической. И однажды мы с подружкой Элкой, нам было по десять, подготовили басню, стих и отрывок из прозы, нарядились в лучшее и без спроса ушли из дома, пошли поступать в народный театр. Нам потом влетело. Но мы поступили и долго занимались в театральной студии – в артистки готовились. Но стала я сначала лингвистом – закончила иняз. А потом всё же – писателем. Только коммерческим. Копирайтером, значит. И всю свою трудовую жизнь сочиняла тексты, истории и сценарии для рекламы и мероприятий. А с появлением соцсетей начала писать и своё, а не только на заказ.
Зачем искать пятна на греющем тебя солнце?
– Ты работаешь с крупными заказчиками, придумываешь креативы и пишешь рекламные тексты. Какая творческая работа за деньги была для тебя самой интересной?
– Да много было того, от чего чувствуешь драйв. Больше всего люблю разрабатывать сценарии, слоганы, названия, писать песни. Модный сейчас сторителлинг – тоже моё. А если вспоминать самые яркие проекты, то съёмки двух телевизионных роликов для бренда Cleanelly в Милане запомнились. Интересно было посмотреть, как зарубежные коллеги работают, как у них организован съёмочный процесс, да и подружиться на площадке с хорошими людьми, посмеяться вместе, поговорить «за жисть».
– А если говорить о литературе, было такое, что друзья, знакомые подходили и говорили: про меня напиши!
– И такое бывает, и обратное. Кто-то по любому поводу говорит: вот напиши об этом! А кто-то наоборот: только смотри, не пиши об этом! Всегда в таких случаях прошу соблюдать спокойствие – я пишу только о том, что мне самой интересно. И, как правило, спрашиваю разрешения на использование событий и фактов чужих биографий, даже, если всё переиначиваю. Нет, один раз не спросила! К счастью, прототипы персонажа, который был образом собирательным, не обиделись. Хоть и опознали себя.
– А про Ростов ты пишешь? Наверное, что-то же и у нас не так, о чём можно написать?
– Ой! Много чего не так. И за многое душа болит. Но я, увы, не активист, который умеет вскрывать раны на теле общества и вести массы за собой. Помочь по мере своих сил – да, всегда готова. И когда могу и чем могу, поддерживаю общественные инициативы. Сейчас прямо на глазах и в моменте формируется очень неравнодушное, творческое, активное городское сообщество, способное вести диалог с властью и влиять на развитие города. Это круто! Но так, походя, сидя на диване, бичевать недостатки? Не, не хочу! Люблю Ростов, а когда я люблю, то говорю: «Зачем искать пятна на греющем тебя солнце?»
...И о паре котлет
– У актёров есть такое понятие – роль, которую я хотел бы сыграть. У тебя есть что-то подобное, писательское? Роман, который бы ты хотела написать?
– Роман? Ну, нет. Пока, во всяком случае, а там посмотрим. До недавнего времени мне была интересна только малая форма. А зимой вдруг захотелось написать кое-что покрупнее – полноценную такую повесть. И вот второй месяц я хожу беременная этой идеей. Пока всё в голове прокручиваю, поворачиваю то так, то этак. Надо, наверное, уже сесть и начать с чего-нибудь. С любой ахинеи. И рассказы для двух сборников надо дописать, а многие из старых отредактировать – понимаю, что тексты, уместные в Сети, совсем по-другому начнут вести себя на бумаге. Но вот таких заветных мечт, о которых ты спрашиваешь по аналогии с ролью, у меня нет, пожалуй.
– Закончу вопросом про мужчин. В финальной миниатюре спектакля дочка героини собирается переезжать в Питер и подбадривает грустящую из-за этого мать: «Зато теперь ты сможешь водить домой мужиков». Героиня тут же представляет, как к ней в дверь толпами ломятся мужики. Всё это очень смешно, а если о жизни: был случай, когда в твой дом попадали люди с улицы?
– Был такой случай. Но, во-первых, не совсем со мной. А во-вторых, я тебе его сейчас не изложу, потому что он в изменённом виде будет вплетён в один из новых рассказов. Не хочу его светить! Хотя, забавное было, тоже не со мной и давно. Бабушка моего бывшего мужа поджидала нас в гости. И когда в дверь постучали, открыла, не глянув в глазок. Перед ней стоял просто огромный детина, который, слегка поклонившись, сказал: «Мадам, покорнейше прошу простить за беспокойство! Но не найдётся ли у вас пары говяжьих котлет?» Бабушка была женщиной крупной, боевой и даже властной. Только и она растерялась: «Почему, говяжьих? Есть свиные». Детина приложил мощную ладонь к груди: «Извините, свиные не уважаю!» И засим откланялся. Так, это тоже можно использовать. Зря рассказала! (смеётся)