Нынешняя зима – всем зимам зима. В женской исправительной колонии № 18 в честь такой редкой снежной погоды устроили конкурс снеговиков. У каждого отряда появились животные из восточного календаря: особенной популярностью у скульпторов пользовался символ 2024 года – дракон. Заключённые говорят, что сделали его заранее, вдруг снега в следующем году природа не отсыплет? Но есть тут и другой подтекст: все отбывающие наказание женщины в мыслях живут будущим – мечтают о доме, встрече с детьми и о том, что их ждёт дальше.
Жаклин Джелакаева выйдет на волю в 2025-м, в год Змеи. Пока же она звезда исправительной колонии: сценарист, режиссёр, конферансье и ведущая «Голоса».
В ИК-18 вот уже несколько месяцев проходит аналог знаменитого шоу. Всё по-настоящему: и отборочные туры, и вокальные битвы, и члены жюри, которые сидят спинами к заключённым и поворачиваются на крутящихся креслах к понравившимся голосам. Жаклин от этого конкурса отстранили: перепеть её шансов у товарок нет.
Певица помогает в подготовке менее сильных участниц. Сама же поёт от природы, интуитивно – музыкального образования у девушки нет. Да и вообще никакого нет. Только школа.
О бабушке и цыганских романсах
Я сижу в комнате воспитательной работы. Тут в зимнее время проходят мероприятия, можно почитать книжки и посмотреть телевизор. Пока жду, когда добежит из своего отряда Жаклин, рассматриваю поделки заключённых. Темы работ две: законотворчество (дерево судебной системы РФ из медной проволоки, к примеру) и любовь (усыпанные сердцами рамочки и вязанные игрушки). Самая популярная книга, судя по затёртой обложке, толкователь сновидений. На втором месте книжки по домоводству и романы. А вот Уголовный кодекс РФ с момента его поступления в местную библиотеку, кажется, никто не открывал.
...Жаклин двадцать семь лет. Входит она уверенно: красивая, ухоженная, волосы, брови, руки – хоть сейчас на сцену. Собственно, там она проводит всё свободное время, поэтому и висит на местной доске почёта. И имеет хорошую репутацию.
Бабушка меня очень любила и часто забирала к себе пожить. Она меня, кстати, и назвала Жаклин. Помню, что в четыре годика мне сшили маленькое цыганское платье (какое же оно было красивое!) и я танцевала под бабушкины романсы. Потом и петь меня научили, выступали мы вместе. Сцена меня всегда заряжала. Кстати, театр «Ромен», его руководитель Николай Сличенко – это мой родной прадед... Да, я понимаю, многие цыгане говорят, что они его родственники, – Жаклин хохочет. – И сама я это не раз слышала, но про себя знаю на сто процентов. И когда была маленькая, мне говорили: вот как подрастёшь, приедешь в Москву, будем выступать вместе... Но не получилось.
Жаклин краснеет и мнёт руки.
О любви к красивой жизни и последствиях
Дальше наш разговор течёт уже не так бойко. Жаклин не хочется говорить о том, почему она здесь. Отвечает коротко: за кражу. И когда я задаю серию уточняющих вопросов, она заводится и мазками набрасывает историю о том, как после школы встретила человека, с которым прожила несколько лет, но человек этот умер. Встретила другого человека, вышла замуж, родила ребёнка – девочку Доминику, сейчас ей три года и шесть месяцев, малышка живёт со свекровью. А посадили Жаклин, когда девочке не было и двух лет.
– Что ты воровала и почему?
– Вещи. Я люблю красивую жизнь, хочу одеваться дорого.
– Воровала шубы? Брендовые тряпки?
– Ну да...
– А как? Заходила, одевалась и уходила?
Жаклин кивает, неловко посмеивается, потом уточняет: воровала она только в магазинах. Квартиры, сумки, чужие карманы для неё табу. И хотя она цыганка, золото и бриллианты не любит. Только шмотки.
– А как продать ворованное?
– Ну, если у вас время есть, то можно выбросить и на сайт объявлений, а так – вышли на рынок, если вещь хорошая, но отдаёте не задорого, у вас её с руками оторвут!
– Но если я увижу на рынке шубу по бросовой цене, у меня закрадутся подозрения...
Жаклин смотрит на меня, как на дурочку, смеётся:
– Ну, вот зачем вам эти подробности? Поверьте, всё можно очень быстро продать.
Разговор о тайнах воровского ремесла заходит в тупик, но я всё ещё прошу объяснить мотивы. Жаклин заводится и, наконец-то, выкладывает часть истории:
– Мужа моего посадили. Я осталась в долгах, как в шелках. Ни к матери своей, ни к свекрови я пойти не могла. Да и не имею я права нагружать их своими проблемами. У меня ребёнок маленький на руках, жили мы на съёмной квартире, задолжали за неё. Меня выставили с ребёнком на улицу – я пошла к подруге, жила у неё две недели. Вот что мне оставалось делать, если я привыкла к красивой жизни? Кража за кражей – вещи, то-сё. Когда денег накопила, чтобы снять квартиру на несколько месяцев и обустроить её, меня поймали. Здесь я всё осознала, нареканий ко мне нет, везде участвую. Через год и два месяца, надеюсь, выйду.
– Время здесь течёт по-другому?
– Если я в работе – готовим выступление, сценарии, костюмы, творчество, бежит неумолимо! А если позвонят из дома, что-то случилось, тогда останавливается. Ты же, находясь тут, ничем не можешь помочь там. Поэтому застываешь вместе со временем.
О дочке и мечтах о свободе
Я прошу Жаклин что-нибудь спеть. Она извиняется за голос – простыла, он теперь с хрипотцой. Замирает, думает, что спеть, а потом, смеясь, говорит, что выбрала «символическое». И запевает:
– Давай друг друга украдём
И никому о том не скажем.
И не обмолвимся тайком
О самой грешной в мире краже.
Разбогатев за ночь одну,
Не будем ведать мы в объятьях,
Что жизнь за дверью ждёт к утру
Как неизбежное заклятье...
Голос у Жаклин низкий, с бархатными нотками, интересными модуляциями – поёт она от сердца, вытаскивает слова изнутри. И будь я в жюри «Голоса», обязательно бы повернулась. Поэтому, когда песня заканчивается, спрашиваю, отчего с такими данными и такими родственниками она выбрала именно эту дорогу? Жаклин родом из Сочи – там в любом прибрежном ресторане её с такой внешностью и голосом оторвали бы, как она говорит, с руками и ногами.
– Я думала об этом... Думаю... Я очень импульсивная. На воле, если чего-то хотела, брала. Была избалованная. И не умела ждать. Здесь я научилась понимать людей, принимать их сторону и смотреть на себя со стороны. В общем, приобрела хорошие качества.
– Жаклин, но между нами говоря, глаз у вас горит, энергия никуда не ушла – тут просто она утекает в творчество, поэтому так круто у вас всё получается. Но тут вам не надо зарабатывать на жизнь. А там, на воле, будет надо. Как вы себе жизнь на свободе представляете?
– Ну, вот вы говорили про ресторан – я об этом уже думала, попробую петь. Дочка моя подросла, уже будет легче, чем раньше. Мне надо квартиру найти, обустроиться – я же не могу забрать ребёнка в никуда. А дочка для меня – всё. Я её долго ждала и ради неё готова перевернуть свою жизнь. Для того чтобы всё изменить, нужно желание – сейчас оно у меня есть. Главное, не спустить всё сквозь пальцы...
Жаклин поправляет рабочий платок – ей пора уходить на обед, потом подготовка к очередному этапу «Голоса». Мы прощаемся, я мнусь на ковре – вижу, что заключённые заходят на ковёр без обуви, а я свои ботинки не сняла. Неудобно. Жаклин слушает, как я переговариваюсь об этой неловкости с сотрудницей колонии и бросает мне уже на пороге: «Я дам вам совет: надо быть уверенней в себе, надо любить себя! Уверенность в себе – это половина успеха. Я так девочкам на «Голосе» говорю. Ну, и вам тоже не помешает...»
Милосердие на связи. Незрячая ростовчанка помогает беженцам из Донбасса
Куплеты за баранкой. Таксист из Азова развлекает пассажиров своими песнями
Стал жертвой популярности. Судьба первого исполнителя «Левого берега Дона»
Казачьи песни не врут. Лицо и сердце донского ансамбля «Сторонушка»