Солистка ростовского Музыкального театра Анна Шаповалова выиграла престижный конкурс «Большая опера» на федеральном канале. О себе, о музыке, об участии в телепроекте Анна рассказывает охотно и очень искренне.
Во всём «виноват» папа
Юлия Стус, «АиФ-Ростов»: Анна, давайте начнём с музыки. Как вы к ней пришли? Мама отвела в музыкальную школу?
Анна Шаповалова: Нет. Папа. Он виновник всех моих свершений. Привёл меня в музыкальный класс и сказал: «Учись!». Вообще папа очень любит красивые голоса. Он - ценитель красивых тембров. Всегда слушал Хворостовского, Образцову и других классиков оперного пения. Хотя сам по профессии с музыкой никак не связан. Видимо и во мне он услышал какой-то потенциал. Но сказал, что нужно много учиться. И я училась. Сначала в Ростовском колледже искусств, потом в Ростовской консерватории у профессора Татьяны Шорлуян. Я по сей день с ней занимаюсь. Сегодня она - мой наставник. И я очень ей благодарна. Она повлияла и на формирование моего характера, как творческой личности. Ну, а после консерватории меня пригласили на роль Татьяны в опере «Евгений Онегин» в Ростовский музыкальный театр.
- Так сразу из консерватории и на главную роль главного донского театра?
- Да, сразу. Так получилось. Тогда, пять лет назад, дирижёром в театре был Андрей Аниханов. И он же режиссировал этот спектакль. Хотел создать его так, как и задумывал П. Чайковский - для молодого состава исполнителей. На прослушивание приезжало много певцов. А я до этого уехала в Санкт-Петербург. Каждый год там проходит ярмарка солистов-вокалистов, выпускников музыкальных вузов. Там меня и услышал директор оперной вокальной труппы Ростовского Музыкального театра Геннадий Верхогляд и пригласил меня на это прослушивание. Я – из Ростова, а узнали и услышали обо мне в Питере. С тех пор я работаю в этом театре.
- Конкурс «Большая опера» первый для вас?
- Не первый. Но пока самый значимый. Сначала я ни на какие конкурсы не ездила. Считала, что недостаточно к ним готова. Что нужно сначала чему-то научиться, а потом уже всё это усовершенствовать. Только поработав какое-то время в театре, я стала ездить и на конкурсы. Первым был конкурс Елены Образцовой – мне достался специальный приз за лучшее исполнение романса Чайковского. Там же я познакомилась с известной венгерской оперной певицей Эвой Мартон. В Будапеште она проводит конкурс своего имени. И я на него поехала. Тоже стала финалисткой и получила спецприз – участие в спектакле на сцене Венгерской национальной оперы и в Будапештском весеннем фестивале. И с тех пор я сотрудничаю с Венгерской национальной оперой, как приглашённая солистка. Потом был международный конкурс «OPERALIA-2019» с Пласидо Доминго. И я снова в финале и снова - спецприз.
Хорошо петь мало
- А как вы оказались на проекте?
- Увидела объявление о кастинге на канале «Культура». Сейчас очень удобно, что все отборочные туры проходят по видеозаписи. У меня было видео, думаю, ну ладно – отправлю. Это было всё так спонтанно и в последний момент. Мне позвонили, я была в Будапеште, и пригласили уже на очный кастинг. Всего было 50 конкурсантов. Я исполняла свою программу одна из самых последних. Так как накануне вечером в Ростове у меня был очень сложный спектакль «Жанна Д*Арк». К исполнителям относятся весьма требовательно. Хорошо петь мало: смотрят на внешность, как ты будешь выглядеть на экране. Я прилетела в Москву, спела и сразу же улетела обратно. Волновалась очень. До сих пор даже не смотрела запись кастинга в интернете. Я спела, выхожу, а меня трясет всю. Никогда этого не забуду. Выхожу, а Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера» говорит: «Ну здесь, по-моему, всё ясно. У кого есть какие вопросы?». Вопросов не было. Меня взяли в проект. Потом на протяжении всего проекта Бертман меня поддерживал, советы давал. И остальные члены жюри тоже.
- А как проходили съёмки?
- На съемках я пробыла три недели. Съёмки каждый день. Это очень затратно и тяжело. Утром с 11 часов репетиция. У меня был такой выпуск: на репетиции мы с режиссером делали одно, а я вышла и меня как понесло - делала всё не так, как мы планировали. И это в момент записи полуфинала! А они же всё-таки выстраивают камеры под нас на репетициях. Но меня захватило. Это была ария графини из оперы «Свадьба Фигаро». Ещё этот костюм... Время действия XVIII век, где обычно платья – кринолины. А тут я выходила в чёрном латексе и в коже. И мне захотелось исполнить эту роль по-другому. Такая необычная получилась графиня. Но жюри понравилось.
Пела как в последний раз
- Что было самым сложным?
- Трудно было себя собирать и фокусировать так, чтобы с одного раза показать всё, что у тебя есть и что ты хочешь показать. Не всегда получалось. Потому что когда ты поёшь всю оперу, ты видишь развитие героя. Показать это за одну очень сложно? К тому же свой полностью готовый образ мы видели уже на съемках. Некоторые произведения даже учили прямо на съемочной площадке. А Катерину Измайлову из оперы «Леди Макбет Мценского уезда», которую я исполняла в финале, выучила за ночь. Но я каждый раз выходила и пела для зрителей. Там ведь не только члены жюри были, но и обычные зрители – не подставные какие-то люди. И они реагируют на тебя, когда ты выступаешь, также как на обычных спектаклях. Я вообще не обращала внимания на камеры. Выходила и пела как в последний раз. Так нам всегда в консерватории говорили: «Выходишь и поёшь как в последний раз». Такое ощущение и было.
- Ожидала, что победишь?
- Не ожидала победы. Ведь на одной из передач я недобрала два голоса. Там каждый тур четыре члена жюри отдают свой голос участникам. Был мальчик, который на протяжении всех выпусков получал полный комплект голосов. И вдруг на финале ему не дают голоса. Не знаю, как это всё было выстроено. Я абсолютно простая девушка из провинции, родом из села Кагальник, Азовского района. Никогда, кстати, не думала быть оперной певицей. Не мечтала об этом и в мыслях не была. Пошла учиться в музыкальный вуз, чтобы быть детским педагогом. Но всё иначе как-то закрутилось. И когда мне вручали статуэтку, у меня в голове всё прокручивалось: «Вот как это?». Мне потом многие писали и говорили, что это так подкупает, когда обычный человек может выиграть такой конкурс. А я вообще не люблю пафоса ни в жизни, ни на сцене. Когда человек открытый и искренний – люди это чувствуют. Это видно по глазам, это слышно из голоса.
- То есть это был абсолютно честный конкурс? Про конкурсы ведь часто пишут, что там заранее всё проплачено.
- Да и про этот конкурс также писали. Что всё куплено, всё известно заранее. Ничего заранее никто не знает. Участники - самые обычные ребята. Все соперники очень сильные. Говорят, что такого высокого уровня участников на проекте ещё не было. Кстати, все девушки выбыли почти сразу. Последние три тура я была одна среди парней. Это было так волнительно, потому что ты не понимаешь, к чему члены жюри ведут. А вот волнения по поводу выигрыша у меня не было. Я считала, что те, кто находятся на проекте, у кого есть возможность показать себя на всю Россию – это уже победители. Много, конечно, и критики было. Но критика - это тоже полезно. Вообще конкурсы это своего рода школа. Как для других повышение квалификации. С конкурсов всегда возвращаешься другим человеком.
- Было то самое ощущение, что ты проснулся знаменитым?
- Я боялась этого ощущения. И отгоняла от себя эту мысль.
- Почему?
- Потому, что это – большая ответственность. Постоянно выходя на сцену, ты думаешь, что теперь тебе просто нельзя ошибаться. Потому, что достигнув какого-то уровня, его постоянно нужно подтверждать. А это не просто.
Сбудутся не все мечты
- В профессиональном плане ваша жизнь как-то изменится?
- Конечно «Большая опера» - это большое событие в моей жизни. После победы в проекте мне сказали: «Ну что, ты теперь звезда канала «Культура»! Как ты себя чувствуешь?». А я даже не знаю. Долго не могла привыкнуть к этому статусу. Но это приятно. Меня приглашали в Москву, где я пела концерты. Дмитрий Бертман пригласил меня к сотрудничеству с «Геликон-оперой». Что дальше? Я думаю, что всему своё время. Оно всегда само расставляет всё и всех на свои места. Если будут интересные предложения, буду рада. А так, чтобы прямо чего-то жаждать… Я ничего не хочу загадывать и не хочу сидеть на одном месте. Я очень ценю Музыкальный театр. Здесь были мои первые шаги на профессиональной сцене. Здесь меня поддерживают. Художественный руководитель театра Вячеслав Кущёв всегда идёт мне навстречу, помогает во всём. И я ему очень за это благодарна. Для меня очень важно, чтобы всегда была родная сцена, куда я смогу вернуться.
- А как коллеги восприняли вашу победу? Ревность была?
- На ревность не обращаю внимания и не замечаю её. Многие коллеги меня поддерживали, звонили мне во время проекта. Поддержка колоссальная была. Мне было это очень приятно и очень важно для поднятия духа.
- Есть ли у вас какая-то любимая роль, любимый спектакль?
- Один из любимых это «Евгений Онегин». Потому что это была моя первая работа на большой сцене. Это как первая любовь. А так в каждой роли есть что-то особенное, свои нюансы, которые помогают развиваться и расти в профессии.
- А какую партию мечтаете спеть? Есть такая?
- Я мечтаю спеть то, чего я никогда не спою. Мечтаю о партии Кармен. Вот Кармен это – мечта. Но я сопрано, а Кармен – это меццо-сопрано. Другой тип голоса. Царицу Ночи («Волшебная флейта» Моцарта) тоже не спою – там арии для колоратурного сопрано.
- Ваши любимые оперные певцы – кто они?
- Я очень люблю колоратурное сопрано Галины Ковалёвой. Очень люблю Образцову и Вишневску. Из современных это – Соня Йончева, Надин Сиерра, Айлин Перез.
- Вы пришли в оперу, не мечтая о ней. Получается, судьба вас ведёт?
- Вот именно. Всегда боюсь об этом говорить, чтобы не гневить бога. Все это – известность, признание - со мной произошло буквально за последние полгода. Но на протяжении всей жизни мне попадаются те люди, которые и помогают мне, и заряжают своей творческой энергетикой. И я благодарна судьбе.