Напомним: в конце прошлого года были оглашены результаты мониторинга, проведённого федеральным Минобрнауки. А через три дня Данилов написал открытое письмо на имя сразу двух федеральных министров - образования и культуры, назвав его «Оболганная консерватория». Там он по пунктам объяснил свою позицию: например, как можно по таким показателям, как «количество квадратных метров на студента» или «уровень финансирования», оценивать творческий вуз?
Собственно, то обращение, получившее огромный резонанс, и спасло в результате вуз. Вскоре было объявлено, что претензий к консерватории нет. Но Данилов всё равно ушёл со своего поста. О причинах такого поступка, а также об истинных, а не надуманных бедах донской культуры и о прочем и зашёл наш разговор.
Вместе с тем недавно появился повод и поздравить Данилова. Крупное издание в сфере классической музыки - газета «Музыкальное обозрение» включила его в число десяти главных персон 2012 года. Объяснение простое: «Ректор Ростовской консерватории резко и убедительно выступил против мониторинга, проведённого Минобрнауки РФ». Причём было отмечено, что он единственный среди ректоров «неэффективных вузов», кто на это отважился.
Уйти и не вернуться
- Александр Степанович, многие так и не поняли: выиграв в битве с чиновниками, вы всё равно ушли со своего поста. Почему?
- Да, из министерства в итоге ответили: мол, мониторинг не учёл специфики художественного образования. Ну как бы извинились. Но, знаете, победой это можно назвать тоже относительно. Какая это победа? Да, люди знающие не придали значения оглашению этого рейтинга. Но те, кто не настолько разбирается в нашей сфере... Другими словами: репутации консерватории нанесён непоправимый ущерб.
А не уйти... Ну не делают так - хлопнув дверью, потом вернуться. Это немужской поступок. Да, коллектив за меня боролся. Знаю даже, что в консерватории собирали учёный совет и принимали какие-то обращения, отсылали в Министерство культуры. Но я был против всего этого. Это вообще не тот случай, чтобы обращаться в министерство. Однако я совсем не то чтобы не у дел: до конца года возглавил кафедру народных инструментов. А дальше посмотрим...
- Слышала, что вы и прежде выступали против некоторых инициатив чиновников.
- Скажем, я был и остаюсь противником «Болонского процесса», который нам навязали. Имеется в виду то, что вузы должны выпускать бакалавров, специалистов и магистров. Но ведь бакалавры - это недоучки. Зачем это нужно? Или вот сейчас обсуждается инициатива, которая меня, да и далеко не только меня, очень тревожит. Это может аукнуться разрушением, деградацией музыкального образования.
- О чём идёт речь?
- Предлагается поднять зарплату преподавателям тех же консерваторий, но при этом значительно увеличить им нагрузку. Разумеется, это приведёт к тому, что штат будет значительно сокращён... Хотя нагрузка на одного преподавателя у нас, в России, и так выше, чем на Западе. Сейчас на занятие со студентом отводится 50 минут. Хотя мы занимается не по 50 минут, а и по 2-3 часа. Потому что работаем не за зарплату, а за идею, чтобы ребёнок мог выучиться, достойно выступить на конкурсе, стать мастером. А если такую инициативу воплотят в жизнь (пока, слава Богу, нормативно она не принята), на занятие с каждым студентом будет отводиться ну минут 20. Что это будет за учёба?
Гений из глубинки
- Имена выпускников Ростовской консерватории, добившихся высот, ценителям классической музыки известны. Анна Маркарова - певица, солистка оперной труппы Мариинки. Анна Винницкая - в десятке самых одарённых молодых пианистов мира (вместе, например, с Денисом Мацуевым). Это и пианист Александр Яковлев.
- Саша вообще феномен - победитель, если не ошибаюсь, 55 международных конкурсов.
- А вот есть ли сейчас среди нынешних студентов будущие Маркаровы и Яковлевы? Тем более, что реалии не радуют: в консерватории нет уже тех конкурсов, что были прежде. Абитуриенты хотят быть юристами, экономистами, госслужащими.
- Понимаете, за долгую жизнь я убедился: мир основан не только на прагматизме. Но и на идеализме. И всегда будут представители вот этой группы людей - да, она всегда малочисленна. Это люди, которые, невзирая ни на какие обстоятельства, на очень незавидную зарплату, будут видеть себя в роли тех же музыкантов. И наше спасение сейчас зачастую лишь в них. Потому что всё больше родителей КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуют детям посвящать жизнь классической музыке. Да, недоборов у нас нет! Но, например, в прошлом году взяли несколько скрипачей, которых в прежние годы не приняли бы...
И тем не менее талантов предостаточно: Тимофеев, Горобец, Денисенко... Даже не знаю, есть ли сейчас в Московской консерватории настолько одарённые молодые пианисты. Например, Нестор Никитин, ставший призёром престижного конкурса скрипачей имени Янкелевича. Или вот появился у нас Олег Аккуратов. Слепой парень, из семьи, далёкой от музыки. И вот этот слепой мальчик - он просто гений. Гениальный пианист, в том числе джазовый. Недавно в Москве был крупный международный конкурс «Путь к мастерству». Он опередил студентов из Московской, Питерской консерваторий, Гнесинки. Взял первое место. А в номинации джазовых пианистов - Гран-при.
- В последние годы у консерватории тоже череда блестящих выпускников - Анна Булкина, Наташа Ткаченко, Юлия Чаплина... Но вы сетуете: немало талантливых ребят предпочитают уезжать из Ростова.
- Немало наших молодых едут в Питер, Москву - там зарплаты куда приличнее, чем в Ростове. А лучшие - разумеется, за рубеж. Поначалу под предлогом учёбы, аспирантуры, но, как правило, там и остаются.
Главная беда, конечно, зарплаты. Зарплата музыканта Ростовского симфонического оркестра в прошлом году была 14-15 тысяч рублей. В этом году подняли на тысячу-две. Хотя в том же «Музыкальном обозрении» периодически публикуют зарплаты в российских филармониях. И оказывается, что в ростовской они одни из самых низких в стране. Получается, нужно большее внимание и со стороны областной власти. У нас есть вопросы и к руководству филармонии. Новое время требует новых усилий. Да, надо учиться зарабатывать. Мы не раз приглашали к нам в консерваторию выступить на конференциях лучшего в России менеджера в академической музыке - директора Свердловской филармонии Александра Колотурского. Там оклады музыкантов ещё лет десять назад были не меньше тысячи долларов. Мы зовём представителей администрации нашей филармонии прийти послушать - не хотят.
Также неоднократно предлагали оборудовать постоянные точки для выступления оркестра в Шахтах, Таганроге, Новочеркасске, Волгодонске, но подвижек нет.
Вообще уже сколько лет твердим, что Ростову как воздух нужен современный концертный зал. Причём разумнее выстроить новый, а не реконструировать филармонию - это и выйдет не дороже. Зато в зале можно будет поставить наконец-то орган, да и под филармонией плывущие грунты, потому всякая реконструкция сомнительна. Современные залы есть в Казани, Омске, Красноярске, даже в маленьком Белгороде. Чем мы хуже?
Паганини балалайки
- Вот вы говорили о талантах, но и сами - самородок. Из семьи шахтёра, а стали балалаечником-виртуозом, которого западные СМИ прозвали «Паганини балалайки».
- Я не умею себя расхваливать. Да и не забывайте: тогда действительно были «социальные лифты». Я вырос в семье, где детей было пятеро, и все получили высшее образование. Я выучился в Москве, в Гнесинке.
- Как, на ваш взгляд, возвращать страну на нравственные рельсы, влюблять в ту же классическую музыку?
- Знаете, я не думаю, что влюблять надо всех. Важно, чтобы каждый нашёл что-то для себя: один полюбит хорошую литературу, другой - драматический театр. А мы сейчас уже вынуждены принимать законы против бескультурья. О том, что нельзя орать ночами, устраивать пьяные дебоши в парках... Хотя я рад и этому, в 90-х годах даже таких ограничений не было. Но очевидно, что мы боремся уже не с первопричиной, а с последствиями. Нужна систематическая работа по приобщению к культуре - надо больше внимания уделять литературе в школах. Пение теперь не обязательный предмет, а лишь факультатив. Почему?! Пора отучать детей от мата, брани. Вот только не все эти «надо» выполняются...