Примерное время чтения: 9 минут
423

«Здравствуй, солдат!» Что ростовские школьники пишут бойцам СВО

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13. АиФ-Ростов 26/03/2024
Учащиеся школы № 115 с письмами военным.
Учащиеся школы № 115 с письмами военным. / Елена Фролова / Из личного архивa

Письма российским военным, находящимся на лечении в Южном клиническом госпитале, учащиеся младших классов ростовской школы № 115 пишут уже семь лет. Идея принадлежит учительнице начальных классов Елене Фроловой.

Почему в наше время дети пишут письма совершенно незнакомым людям от руки, не набирая текст на компьютере или ноутбуке, узнал rostov.aif.ru.

«Здравствуй, дорогой солдат!

Я знаю, как вам там тяжело. У меня тоже папа на войне. И я хочу, чтобы это письмо попало моему отцу. Спасибо вам за то, что защищаете наш мир. Я хочу, чтобы эта война закончилась! Я хочу, чтобы не было этой войны!»

Из письма солдату ученицы 2 «У» класса школы № 115 Маргариты.

Как в кадрах киноленты

Всё началось, как в кадрах документальной киноленты о войне. Открылись железные ворота, и на территорию Южного клинического госпиталя сначала въехал рефрижератор, а затем уже автобус с ранеными. Через минут пять вышла женщина в белом халате и забрала полиэтиленовые пакеты с письмами школьников, написанными российским военнослужащим. Бойцы проходят здесь лечение.

Фото: Из личного архивa/ Елена Фролова

 

Уже семь лет на День защитника Отечества и День Победы пациенты госпиталя получают поздравления с этими дорогими праздниками. Идея поздравить солдат тепло, по-домашнему пришла учительнице начальных классов Елене Фроловой, классному руководителю 2 «У» класса («у» означает университетский) самой большой на юге России ростовской школы № 115 имени Ю.А. Жданова. В ней обучаются 4500 учеников.

Елена Васильевна сама родилась и воспитывалась в семье военнослужащего и знает, как порой нелегко быть вдали от родных и близких в чужом городе.

«Мой отец Василий Черкасов — полковник ВВС, воспитывал из солдат настоящих мужчин. Те его ласково звали батяней комбатом, — рассказывает с дрожью в голосе и чувством гордости его дочь. — Многим он дал путёвку в жизнь: деревенские мальчишки после армии должны были вернуться в свои сёла и деревни. Но рассмотрев в бойце стержень, стремление служить Родине, мужество, патриотизм, мой отец рекомендовал поступать в военные училища, помогал с подготовкой. У нас целая коробка писем с благодарностями и приглашениями на свадьбу от папиных подопечных. Многие ребята, став офицерами, а затем молодыми отцами, назвали своих сыновей Василием в честь моего отца».

Но батяни комбата нет уже пять лет. Умер внезапно 15 февраля, в день годовщины вывода войск из Афганистана. Сердце. Прошёл Афган, почти три года там воевал, хотя мог бы отказаться, ведь у него были две маленькие дочки.

Тот, кто потерял родного или близкого человека, а тем более, отца или мать, знает, что с годами душевная рана от потери не проходит. Она лишь временно «замораживается», а чуть тронь, и всё вновь нахлынет большой волной: боль, слёзы, воспоминания и бессилие от того, что не можешь вернуть дорогого тебе человека, прикоснуться к нему, услышать голос, обнять, почувствовав тепло тела, вместе посмеяться, поговорить, посоветоваться.

Частичка сердца, души и любви

Когда Елена Фролова вместе с учениками написала самые первые поздравительные письма с 23 февраля военнослужащим, то услышала от отца запомнившиеся навсегда слова: «Ты даже не представляешь, какое важное дело сделала». Ведь каждое письмо — это частичка сердца, души, любви, надежды. Не зря же говорят, что слово многое может сделать.

Помогла передать солдатам самые первые открытки её подруга врач-кардиолог Елена Г., которая работает в госпитале. Прос­то хотели сделать в профессиональный праздник приятное ребятам, проходящим лечение. И это удалось.

«Было столько эмоций! Дети с родителями готовили домашнюю выпечку, привезли варенье. Старались передать частичку домашнего тепла. Мне казалось, что, когда ты далеко от дома да ещё есть проблемы со здоровьем, было бы приятно получить такую поддержку. А ведь большинство солдат не говорят родным и близким, что в госпитале, берегут их. Вот они какие, настоящие мужчины!» — рассказывает Фролова.

По её словам, когда пишутся письма, то младшие школьники и студенты Академии психологии и педагогики ЮФУ (Елена Васильевна преподаёт здесь русский язык на кафедре начального образования) не подбирают какие-то особенные слова, пишут от сердца. Дети рассказывают о себе, своих увлечениях, делятся о том, что им говорят в школе о происходящем, желают скорейшего выздоровления. Студенты пишут слова поддержки и уважения. Словом, всё прос­то, но по-честному. Тем более, что у многих ребят родители — военнослужащие.

Большинство военных, читая, не могут сдержать слёз. Забирают письма и открытки с собой, показывают родным. Удивляются, говорят, что даже не предполагали, что их служба кого-то волнует, как она ценна. Изумлены тем, какое поколение хороших детей подрастает. И им это придаёт силы.

Ценность добрых слов

Многих, наверное, интересует, а как именно пишут письма школьники?

«Раздаю шаблоны, чтобы по линии аккуратно писали. Дома ещё самостоятельно или вместе со взрослыми открытки делают. Например, бабушка Артура Бердника всегда активно в этом участвовала. Ещё один мой вы­пус­кник Андрей Прозур — кадет казачьего корпуса, сам поступил. Его бабушка приезжала из Крыма в Ростов, благодарила за внука», — рассказывает учительница.

Как сказал известный педагог Василий Сухомлинский: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». И когда он пишет, а не печатает, то мысли выражает точнее.

Кто-то спросит, а нужны ли эти письма? В чём их ценность?

«Одно дело, когда говорят официальные речи, и совершенно другое — эти письма, написанные с детской непосредственностью, порой, с ошибками, зато такие близкие и нужные. Подруга-врач часто передаёт их точечно — ребятам после тяжёлых операций, тем, кто только начинает восстанавливаться. Рассказывает мне потом: „Вот так после обхода прочтёшь им письмо, поговоришь по душам, смотришь, а процесс восстановления намного быстрее пошёл“. Зачем мы пишем эти письма? Хороший вопрос. Знаете, когда я была маленькой, папа служил в ГДР. Мне запомнился такой рисунок: советский боец противостоит вражеской армии, которая пытается его сломить, и надпись: „Не допустим НАТО на Балканы“. Это был, примерно, конец 80-х», — рассказывает Елена Фролова.

Каждый год в День защитника Отечества учащиеся школы вместе с педагогом получают в знак признательности от начальника 1602-го военного клинического госпиталя ЮВО полковника медицинской службы Валерия Кокоева благодарственное письмо «За оказанную благотворительную помощь военнослужащим, участвующим в СВО, проходящим лечение в госпитале».

...Разве не замечательно, когда есть такие люди? От их заботы, добрых слов мир становится лучше, больше, ярче.

«Я не думаю, что мы нечто экстраординарное делаем, — скромно говорит ростовская учительница. — Это ж так прос­то — быть благодарным и сказать об этом. Но мы понимаем ценность наших добрых слов».

Детские письма — трогательные и очень искренние.

Большинство военных, читая, не могут сдержать слёз. Забирают письма и открытки с собой, показывают родным.

История одного письма

Были ли случаи, когда письмо школьника, отправленное военному, находящемуся на лечении в госпитале, помогло изменить судьбу? Вот, например, один из них.

В ростовской школе № 115 училась девочка Заинат Бакаева из семьи аварцев. Точнее, малочисленного народа — каратинцев. Для того, чтобы соблюсти обычаи предков, у них принято создавать семью только с каратинцами. Так вот, как-то Заинат написала письмо солдату, как и все дети в классе. А через некоторое время классному руководителю девочки Елене Фроловой позвонил солдат, который оказался аварцем. Он попросил номер телефона родителей Заинат Бакаевой, чтобы заранее подыскать себе невесту. Вот такая история одного письма.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах