Как ворчал знаменитый кот Матроскин, перебравшийся на ПМЖ в Простоквашино, «Что это мы всё без молока и без молока, так и умереть можно! Надо бы корову купить!». Но сегодня корову встретишь далеко не в каждой деревне, а по вкусу свежих сливок, рассыпчатого творога и домашней ряженки скучают не только коты, но и их хозяева.
Мы разбирались, можно ли найти добротное молоко и качественные продукты из него на полках городских магазинов и не разориться.
Цена доброго имени
Производство молока и молочных продуктов, пожалуй, одна из самых сложных отраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности. Во-первых, решающую роль играет само сырьё, во-вторых, переработка, и, в конце концов, сохранение свежести скоропортящегося исходного продукта и его пользы. Финальное звено в этой пищевой пирамиде – торговые сети, от которых и зависит, насколько быстро покупатель сможет купить свежие продукты.
Как показывает практика, наиболее эффективной моделью становится сотрудничество ритейлеров напрямую с производителями. Например, одним из таких партнеров крупнейшего в России продовольственного ритейлера – компании X5 Retail Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») в Ростовской области является знаменитый «Белый медведь». Знаменит он не только качественным молоком (предприятие закупает сырьё высшего сорта у местных фермеров), но и рекордом, зафиксированном в Книге Рекордов Гиннеса: ежегодно настоящая творожная пасха, весом более тонны, отправляется с донской земли на праздник Светлого Христового Воскресения в разные города страны, где ею бесплатно угощают прихожан храмов.
«В прошлом году молокозавод провёл масштабную реконструкцию на одной из своих площадок, и сегодня может обрабатывать до 150 тонн молока в сутки, при этом максимальные производственные мощности позволяют увеличить эту цифру ещё в два раза, - поясняет директор по маркетингу и продажам компании Денис Афанасьев. – Молоко обрабатывается с помощью уникальной технологии пастеризации, когда при температуре выше ста градусов оно не закипает, вся патогенная микрофлора погибает, а полезные вещества сохраняются. Это помогает продлевать сроки хранения без консервантов».
Контроль выпускаемой продукции производится ежедневно и автоматически, что исключает даже малейшие нарушения в технологии.
Первая свежесть
Чтобы ускорить доставку продукции, в том числе скоропортящейся, уже непосредственно в магазины, с завода её сначала отправляют в распределительный центр «Ростов» на аксайском плацдарме. Складские помещения занимают более тридцати тысяч квадратных метров и состоят из трёх блоков: «сухих», низкотемпературных складов и складов с регулируемой температурой.
В разных отделах без ущерба для качества находится как молочка, так и свежие фрукты-овощи и мясные изделия. Есть даже камеры, где дозревают эквадорские бананы, которые приходят в Россию ещё зелёными.
Центр рассчитан на обслуживание до 260 грузовых машин в сутки. Это позволяет оперативно обслуживать до четырёхсот магазинов, причём не только на территории донского края, но и соседних регионов. Так за сутки практически фермерское молоко попадает в корзинки покупателей магазинов у дома за разумную цену.
«Мы еще в конце 2013 года запустили масштабную программу реконструкции магазинов. Сделали ставку на доступ покупателя к товару, витрины стали более открытыми, добавили света в помещения, увеличили число продукции категории фреш и установили современное холодильное оборудование. Так появилась должность директора по свежести. Именно он отвечает за то, чтобы молоко, кефир, йогурты всегда оставались свежими. Также у нас есть такой проект, как магазин в магазине, когда на территории «Пятёрочки» может арендовать место хозяин мясной лавки, кондитерской или фермер», - сказал директор макрорегиона «Юг» торговой сети «Пятерочка» Геннадий Таран.