Примерное время чтения: 7 минут
752

Не первой свежести. Какие места на Дону угрожают природе и человеку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. "Аргументы и Факты" на Дону 19/11/2014
Ирина Прилуцкая / АиФ

По результатам официального экологического мониторинга, санитарно-гигиеническая ситуация в 10 донских городах - Азове, Аксае, Батайске, Волгодонске, Гуково, Зверево, Миллерово, Новошахтинске, Ростове-на-Дону, Таганроге оценивается как напряжённая. В Белой Калитве, Донецке, Зернограде, Каменске-Шахтинском - неудовлетворительная.

- Самая большая беда донской экологии - это мусор. С каждым годом его становится всё больше, а переработки как не было, так и нет. Только в Ростове на одного жителя приходится примерно полтонны твёрдых бытовых отходов в год. Куда их девать? Давно настала пора строить мусороперерабатывающие заводы, - считает Владимир Шалимов, известный эколог, кандидат технических наук, руководитель экологического сектора общественной палаты г. Волгодонска.

О самых грязных и опасных местах Ростовской области, о том, кто загрязняет воздух в городах, грозит ли жителям эпидемия сибирской язвы, и о других экологических бедах региона наш разговор.

Не забывайте хрюкать...

- Владимир Николаевич, вот вы говорите, что дончане рискуют погрязнуть в мусоре. Неужели у нас до сих пор не умеют сортировать и перерабатывать отходы, как делает это весь цивилизованный мир?

- И близко нет. Власть обещает построить в области 8 мусороперерабатывающих заводов, но пока это только на словах. Около 60% всех отходов можно заново пустить в дело. А у нас что происходит? Мусор свозят самосвалами в специальный котлован на полигон, там бомжи собирают пластиковые бутылки и металлолом, а всё остальное трамбует бульдозер. Когда котлован наполняется до краёв, его засыпают грунтом и засаживают деревьями. Больше эта земля, в которой зарыт слоёный пирог из отходов, ни для чего непригодна. К примеру, пластмасса разлагается несколько сотен лет, причём на очень токсичные вещества - фенолы, формальдегиды, многоатомные спирты. Производить здесь сельхозпосевы категорически запрещено.

А сколько у нас заброшенных и стихийных свалок, где даже «дедовская рекультивация» не производилась! Да и далеко не все полигоны, у которых есть хозяин, соответствуют требованиям.

За примером далеко ходить не надо: у нас в Волгодонске с февраля горит свалка, которая раньше была на балансе у местного ООО «Спецавтотранс», фирме по вывозке мусора. Свалку сдали в аренду ростовской строительной фирме «ЭкоСтройДон». Да только «современные технологии» этих «экостроителей» вылились в самый варварский способ уничтожения мусора: вот уже больше полугода он горит и травит дымом горожан. Там несколько десятков тысяч тонн бытового мусора: пластик, гнилые доски, линолеум, свинецсодержащая бумага, пищевые отходы. Сколько ни обращались в надзорные органы, к чиновникам от экологии, толку нет. Фирму, конечно, оштрафовали на 100 тысяч рублей. Но гораздо дешевле штраф заплатить, чем организовать переработку, обустроить площадку для сортировки отходов.

Горит свалка медленно, фактически тлеет, а это самый экологически грязный способ сжигания отходов, который даёт максимум выбросов в атмосферу. По моим подсчётам, уже около сотни тонн различных токсикантов попало в воздух. И жители будут этим дышать, пока вся свалка не сгорит.

- Уже не первый год донские города попадают в список мегаполисов с самым грязным воздухом. Чем же мы дышим?

- Пылью, формальдегидом, оксидами азота, серы, угарным газом, бенз()пиреном. Существует позорный рейтинг городов по шкале индекса загрязнения атмосферы (ИЗА). Его считают по сложной формуле, в которой учитывается среднесуточная концентрация токсических примесей в городском воздухе, коэффициент их опасности. В Ростове этот индекс - 9,8 единицы, в Батайске - 7,4, в Волгодонске - 10,1, в Новочеркасске - 12,5, в Миллерово - 10,6. Если ИЗА достиг 10, город находится в зоне экологического риска. Но даже этот индекс не отображает всех масштабов бедствия.

Проблема всех крупных городов - загазованность. Немалую роль в загрязнении воздуха играет наша промышленность: заводы сконцентрированы в городах. И эта беда началась ещё в 70-е годы. Например, Волгодонск окольцован предприятиями: в каком направлении ни поедешь, попадёшь в промзону. Какой умник всё это проектировал? По уровню загрязнения воздуха формальдегидом три донских города превзошли среднероссийский. В Новочеркасске тому виной завод синтетических продуктов, в Волгодонске - комбинат древесных плит, в Миллерово - крахмало-паточный комбинат.

Около двух третей всех выбросов в атмосферу приходится на автомобильные выхлопы. Шлейф дыма, летящий за автобусом, - это бенз()пирен, мелкодисперсный углерод, частички которого как губка собирают на себе до 200 различных токсичных веществ. Дышать этим дымом очень опасно. А теперь посмотрите, какой транспорт ходит по улицам. Это импортные автобусы далеко не первой свежести, которые загрязняют воздух гораздо сильнее, чем другие автомобили. Если такой автобус будут эксплуатировать где-нибудь в Германии или Швеции, фирма-перевозчик просто разорится на штрафах. А для нас это обычное дело.

Уже наблюдается прямая связь между качеством воздуха и уровнем заболеваемости населения. Это онкология, заболевания эндокринной системы, врождённые пороки развития.

- Экологи бьют тревогу: Ростовская область рискует остаться не только без чистого воздуха, но и без питьевой воды…

- Это вторая по масштабу экологическая беда региона. Вызывает большое беспокойство состояние малых рек, на глазах мелеет Цимлянское водохранилище, и ростовчанам скоро действительно нечего будет пить. Во-первых, прошли подряд две малоснежные зимы в верховьях Дона - соответственно стока воды не было. Во-вторых, Цимлянская ГЭС вынуждена спускать всё больше и больше воды в интересах судоходства и в ущерб всему остальному. Причём раньше движение судов в системе волго-донских каналов прекращалось 20 - 25 ноября, все шлюзы консервировались на зиму. Теперь же судоходный период стараются продлить чуть ли не до Нового года...

Скотское отношение

- Кажется, об экологических бедах нашего региона можно говорить бесконечно. За последний год на территории области обнаружили два очага сибирской язвы. На окраине с. Крым в Мясниковском районе нашли бесхозный необустроенный скотомогильник с трупами животных, павших от инфекции в 1988 году. А в Родионово-Несветайском районе в больницу с этим диагнозом поступили двое работников местной молочной фермы, которые разделывали туши скота на территории летнего лагеря ЗАО «Витязь-М». Грозит ли нам эпидемия? 

- Во втором случае следует отдать должное областным властям и Управлению ветеринарии: в летнем лагере тут же ввели карантин, территорию продезинфицировали, коров на ферме вакцинировали. Что касается скотомогильника в с. Крым, то здесь всё оказалось не так слаженно и оперативно.

По данному факту было два судебных разбирательства, и в конечном счёте суд обязал донское правительство обустроить скотомогильник. Но будет ли решена эта проблема в целом по области? Здесь у меня оптимизма ещё меньше.

Сибирская язва - это особо опасная для человека и животных инфекционная болезнь, протекающая молниеносно. Летальный исход возможен даже при своевременном лечении. Споры бациллы-возбудителя очень живучие и хранятся в почве годами, разносятся дождями, талыми и сточными водами, образуя новые очаги заражения.

В официальных данных приводится нерадужная цифра: из 43 районов Ростовской области энзоотичными по сибирской язве, т.е. потенциально опасными, являются… все 43! На Дону около 350 скотомогильников, 250 - бесхозные. Донское правительство предложило ответственность за них переложить на муниципалитеты. Следовало ожидать, что глав сельских поселений это не очень обрадовало: чтобы обустроить и содержать скотомогильник, нужны миллионы.

За нарушения на бесхозных захоронениях привлечь к ответственности некого. Исправить ситуацию можно кардинально, запустив заводы по утилизации. Такие предприятия можно восстановить в Орловском, Миллеровском, Морозовском районах. В Кагальницком, например, реконструкция уже началась. Работа ведётся, но того, что сделано, явно недостаточно. Необходимо срочно принимать целевую областную программу по приведению скотомогильников в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами. Сколько на это потребуется сил и средств, неизвестно. Но если проблему не решать, придётся и впредь срочно «тушить» очаги сибирской язвы в авральном режиме, как это было в Родионово-Несветайском и Мясниковском районах...

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах